Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Парус над соймой

Парус над соймой

Ветра нет, улова — тоже. Лето не радует ильменских рыбаков

Солнце поднялось из-за зарослей кустов, покрывших берег, и щедро осветило яркими лучами пенящиеся волны озера. Соймы, уставшие от несения ночной вахты на Ильмене, привычным ходом приближались к родной пристани. Рыбаки успели уложить снаряжение и готовы сойти на берег. Взглянув на лица рыбаков, понимаешь: мужики не в духе. и, как потом оказалось, не из-за бессонной ночи.

— Да, улов сегодня прямо-таки небогатый, — показывая в сторону нескольких ящиков с рыбой, говорит звеньевой рыболовецкого звена акционерного общества «Искра» Новгородского района Алексей ЛЯШЕНКО. — Вчера поздно вечером распустили сети на «двойке» напротив Курицка, дошли почти до Войц, и на тебе — килограммов семьдесят рыбы. Правда, два раза приходилось останавливаться, были зацепы. Для того чтобы сети отцепить, пришлось часа три потратить. Как ни старались все сделать ювелирно, сети все же попортили.

Алексей Анатольевич вытирает капельки пота на загорелом обветренном лице и сетует, что такого лета, как нынешнее, он не припоминает за все четырнадцать лет работы на Ильмене. За весь июнь и десять дней июля всего семь раз удалось сходить на озеро. А из-за чего? Нет его, родимого, ветра, который бы гнал соймы с высоко поднятыми парусами.

— Мы каждый вечер, часов в семь-восемь, собираемся на берегу и смотрим на небо, откуда плывут облака, слушаем радио, — говорит звеньевой. — Весь разговор и споры об одном: продолжит дуть ветер или с заходом солнца затихнет. В основном бывало последнее. Можете себе представить состояние рыбака, когда вместо того чтобы отправляться на промысел, идет домой?

«Но так же не всегда бывает?» — пытаюсь перевести наш разговор с Алексеем Анатольевичем в другую плоскость. Он соглашается: не всегда. И оживляется, вспоминая о богатых уловах: осенью, в конце сентября — октябре за один выход на Ильмень берут до 800 килограммов отборной рыбы: лещей, щук, судаков. И зимой на вставные сети рыба ловится неплохо. В целом за прошлый год добыли почти 33 тонны.

О том, что в последние месяцы часто с пустыми руками возвращаются с озера, говорили мне многие промысловики и рыбаки-любители, которые в иное время и в луже рыбу поймают. И тут вспоминаются слова старых рыбаков Поозерья, которые я услышал лет тридцать назад: «Июнь — на рыбу плюнь». Дескать, в эту пору на озере делать нечего, Ильмень не хочет делиться с рыбаками своим богатством. Так оно или нет, спорить не будем. но чем можно объяснить, что нынче рыба ловится так плохо?

— Рыбы в озере много, она никуда не делась. Думаю, из-за погодных условий и уровня воды она скопилась у берега, в устьях рек, — размышляет Алексей Ляшенко. — Предполагаю, что через какое-то время промысел войдет в нормальное русло. Чутье подсказывает.

Откуда оно у Алексея Ляшенко? Ведь родом он не из Взвада, Устреки или Сергова, где раньше был что ни дом, то рыбак или их целая династия. В небольшой деревушке в Валдайском районе на берегу реки Поломять Алексей Анатольевич пристрастился к рыбалке. Первых плотвичек, окуньков для своей кошки Маруси, не любившей морскую рыбу, он ловил в четыре года на простую удочку, которую смастерил отец. В десять лет увлекся и зимней рыбалкой. И сейчас, когда уловы исчисляются центнерами, а рыбины в сетях попадаются по десять и больше килограммов, Алексей Анатольевич, как только подвернется возможность, берет обычную удочку и идет на реку.

— Вы не поверите, но когда я долго не выхожу в озеро, то себе места не нахожу на берегу, — сказал Алексей Ляшенко. — Прикипел я к этой работе и на другую не поменяю.

В звене Алексея Ляшенко работает его сын Денис. Он учится в одиннадцатом классе, и чтобы время зря не терять во время каникул и подзаработать на карманные расходы, пошел рыбачить. За четыре лета, что ходит на промысел, освоился, благо Бог силенкой его не обделил — справляется, как взрослый рыбак.

В семье Ляшенко подрастает еще один рыбак — 13-летний Женька. Нет дня, чтобы он не обхаживал отца с просьбой: «Отец, возьми меня на лодку в озеро», хотя Женька прекрасно помнит, что отец сказал: это будет через три-четыре года. И чтобы не терять время зря, Женька, после того как поможет маме по хозяйству, берет в руки удочку — и на водоем за карасиками. Небольшие попадаются, но какая радость на лице мальчишки!

Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора