Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Дом господский да обиход сиротский

После заседания рабочей группы по защите прав сирот осталось больше вопросов, чем ответов

Если поделить сумму, которую выделили из областного (157,3 млн. рублей) и федерального бюджетов (28 млн. рублей) для приобретения жилья детям-сиротам, на число претендентов (327 человек), каждый из них получит по 565 тысяч рублей. А это — не более 18,5 кв. м.

При условии, что  «квадрат» стоит 30 500 рублей. Такой норматив стоимости установила нашему региону Москва.

Однако 18-метровых квартир не бывает. Значит, выделенных средств на всех не хватит. Жилье смогут получить максимум 157 человек. Как будут решать свои проблемы остальные?

На очередном заседании рабочей группы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшем под председательством главного федерального инспектора Алексея КАРМАНОВА, ответ на этот вопрос не прозвучал. Хотя состав участников был весьма представительный: глава департамента образования, науки и молодёжной политики Анатолий Осипов, уполномоченный по правам человека Галина Матвеева, уполномоченный по правам ребёнка Елена Филинкова, вице-спикер областной Думы Михаил Панов, заместитель руководителя департамента строительства Иван Средняков, представители прокуратуры, Следственного комитета, службы судебных приставов и др. Правда, и вопрос об этом не был единственным из обсуждавшихся.

Самым легким оказалась тема бесплатной юридической помощи для  детдомовцев, которую подняла Светлана НИКОЛАЕВА, руководитель «Нового дома», общественной организации по защите прав сирот. Свою поддержку в этом деле предложили и прокуратура, и облдума.

Ещё один вопрос — от Галины Матвеевой — по поводу того, как было бы хорошо приравнять приемные семьи, в которых более трёх детей, к многодетным, чтобы они имели право на те же льготы, тоже быстро проскочили. Алексей Карманов предложил включить его в программу одного из ближайших заседаний правительства.

Но с большей частью повестки оказалось не так легко. Как отметил Иван СРЕДНЯКОВ, на 1 августа по результатам проведенных аукционов его департамент заключил госконтракт на покупку 29 квартир для детей-сирот. 8 августа подписан контракт на строительство трех 24-квартирных жилых домов в Боровичском, Новгородском районах и Великом Новгороде. Кроме того, размещена аукционная документация на приобретение девяти жилых помещений в Валдайском, Маловишерском и Солецком районах. В августе планируется объявить аукцион на покупку еще 10 квартир.

Светлана Николаева заявила, что селиться в 24-квартирные дома сироты не хотят: это дискриминация по социальному признаку. Детдомовцам нужно начинать самостоятельную жизнь, заводить новые знакомства, а они снова вернутся в среду, из которой вышли. Проблема, вроде бы, есть. Но такая ли актуальная? Положа руку на сердце, скажите: вы, читатель, интенсивно общаетесь со своими соседями по дому, подъезду, лестничной клетке? Квартира — это отдельное жилье, а не койка в Доме колхозника.

Слышен звон, но не знаю, где домГораздо существеннее то, что закон разрешает строить или покупать жилье для сирот только за 30,5 тыс. рублей за квадратный метр, а в Новгороде «квадрат» идет по 40–50 тысяч. К тому же дома на 2–8 квартир, представляющиеся Елене Филинковой менее похожими на видоизменённый вариант детдома, потребуют больше места, а строить негде, свободная земля в большом дефиците. Такое замечание сделал начальник управления по жилищным вопросам новгородской мэрии Александр МАРИЧЕВ.

По качеству запускаемых в строительство 24-квартирных домов тоже возник вопрос — у директора телекомпании «Славия» Сергея ДАРЕВСКОГО. Не случится ли с ними то же, что с домом для сирот в Батецком районе, который не простоял и года после постройки. Средняков, полагая, видимо, что его слова всех успокоят, сообщил, что дома будут строить способом несъемной опалубки.

Возникшая пауза обозначила усиленную работу мысли собравшихся.

— Можно подробнее, — попросил уточнить Алексей Карманов.

— Это не каркас? — робко спросил ещё кто-то.

— Не каркас, — дал ответ Средняков.

— Ясно, — ответили ему.

Хотя ясно было, что ничего не ясно. Но допустим, дал бы он такое определение, какое я позже нашла в Википедии: «несъемная опалубка — блоки или панели из различных материалов, которые монтируются в единую опалубочную конструкцию — форму для укладки монолитного армированного бетона», — легче стало бы?

Осталась недоговоренной тема перспектив исполнения судебных решений по искам сирот о предоставлении жилья. С ними большая путаница и волокита. Алексей Карманов сообщил, что таких решений 57, Анатолий Осипов сказал, что 67. Наиболее сложная ситуация в Любытинском районе, где не исполнено шесть судебных решений, хотя и отсрочки по ним уже истекли: жилья просто нет. «Не могут исполнить? 315-я статья Уголовного кодекса, — сказал Карманов, имея в виду, что за неисполнение решения суда можно попасть под следствие. — Дети не должны остаться на улице». Кто ж с этим спорит, э-хе-хе...

И под занавес Елена Солдатова, руководитель департамента финансов, добавила свою ложку дегтя, сказав, что из упомянутых 185,3 (157,3 + 28) миллионов рублей более 48 миллионов до сих пор не раскассированы, а второе полугодие уже идет. В прошлом году неосвоенными остались почти 45 миллионов, предназначавшиеся на покупку жилья для сирот. Нельзя допустить, чтобы это повторилось.

Фото с сайта vvs-syzran.ru