Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Мёд не хвала, а всему голова

На ярмарке пчеловоды снизили цену до 500 рублей за литр мёда. Хотя обычно просят 600–700 рублей

На фестивале «Медовая сказка» пчеловоды не только торговали, но ещё обсуждали вопросы сбыта и развития дела

Третий год в последние выходные августа в Батецком муниципалитете организуется областной праздник меда.

Надо сказать, время для него выбрано не случайно — район и поселок Батецкий отмечают дни рождения, да и после 14 августа — Медового Спаса — разрешается мирянам лакомиться сладкими, полезными дарами пчел.

Жители и гости райцентра стали подтягиваться к торговой площади задолго до официального начала торжества. Заглянули в бочонки с медом и мы…

Лучший подарок — по-моему, мёд!
Супружеская чета ИВАНОВЫХ остановилась у первой торговой палатки, заинтересовавшись медом темного оттенка. Пчеловод из Пензы Анатолий НОСОВ объяснил, что это гречишный сбор. И по вкусу он отличается от того, к которому привыкли новгородцы:

— Я пчеловод в третьем поколении. У меня две пасеки — одна под Пензой, другая близ Великого Новгорода. Сейчас 170 ульев. Весь сезон медосбора в пути провожу, ведь за таким большим и шумным хозяйством глаз да глаз нужен. В ярмарке в Батецком районе во второй раз принимаю участие. Замечу, в Пензенской области власти меньше внимания уделяют развитию пчеловодства, чем в Новгородском крае. Здесь у вас действует региональная программа, и часть затрат на покупку пчелосемей, оборудования возвращается людям. Для начинающих хозяйств это существенная поддержка. Ну а для владельцев больших пасек по-прежнему единственным выходом для дальнейшего развития дела являются кредиты. Я в прошлом году взял 700 тыс. рублей на три года под 14% годовых — теперь ежемесячно выплачиваю по 20 тыс. рублей. Немалая сумма, но есть бизнес-план, он реализуется, и я убежден, что с возвратом займа проблем не возникнет. Из общения с коллегами знаю, что многие и хотели бы увеличить объемы получаемого меда, но опасаются брать большие кредиты, так как с каждым годом растет конкуренция на рынке.

Однако судя по цифрам, озвученным председателем департамента сельского хозяйства и продовольствия области Елены ПОКРОВСКОЙ, конкуренция не так чтобы и очень пугает новгородских пчеловодов. Если до начала действия региональной целевой программы по всем районам было 1,5 тыс. пчелосемей, то теперь уже 23 тысячи: «Свыше 4 000 человек занимаются этим делом в настоящее время. В первый год реализации программы один миллион бюджетных рублей был предусмотрен на субсидии, а в 2013-м уже три миллиона. Сумма увеличивается, потому как растет количество желающих начать заниматься пчеловодством».

Прежде чем покупать, нужно попробовать мёдОрганизаторы ярмарки предложили гостям снять пробу с медов всех участников и вручить приз зрительских симпатий за самый вкусный. Приехавший на праздник глава региона Сергей МИТИН и спикер областной Думы Елена ПИСАРЕВА первым делом отправились к дегустационным столам. Губернатор приценился к банке со светло-золотистой вкусностью Ильи НИКИТИНА из Хвойнинского района. Завязался разговор. Молодой человек поинтересовался возможностью торговать в областном центре. Представители мэрии Великого Новгорода объяснили, что уже определены на осень дни районов на Центральном рынке и что пчеловодам, желающим свою продукцию представить, места найдутся.

Елена Писарева отметила, что ярмарка год от года разрастается — все районы своих пчеловодов делегируют, ассортимент и упаковка меняются, рекламные буклеты появляются.

О том, что в области становится больше хозяйств, занимающихся медом, говорит и тот факт, что в этом году на конкурс на звание лучшей пасеки было подано более 30 заявок. И если в прошлом году победитель был всего один, то нынче Сергей Митин вручил призы уже трем пчеловодам: автомобиль Lada Granta уехал в Мошенской район к семье Кондратьевых, а мини-трактор и велосипед отправились в Новгородский муниципалитет — в хозяйства Жеребцовых и Стасьевых.

— Праздник был организован на самом высоком уровне, — сказал Сергей Митин. — Фестиваль меда будем проводить каждый год. Это уже добрая традиция, которую нужно продолжать. Тем самым мы поддерживаем производителей меда. А медовый бизнес, как известно, один из прибыльных. Для многих семей, занимающихся этим делом, мед — основной источник дохода!

Мёд если есть… то его сразу нет!
Праздник шел своим чередом — кто-то концерт смотрел, кто-то с детьми на аттракционах развлекался. Пчеловоды же со знанием дела обходили торговые палатки, пробовали у друзей сбор этого года. Делились своими планами, обсуждали проблемы.

У солецкого шатра даже спор завязался. Пасечники недовольны тем, что в нашей области пришлые из других регионов коммерсанты ведут бойкую торговлю медом неизвестного происхождения, сбивают местным производителям цены да и покупателей переманивают. Семья КОМАРОВСКИХ в один голос заявила, что реализовывать мед становится все труднее. Хвойнинцы пожаловались, что информация о всевозможных торговых мероприятиях до них не доходит. Но при этом подтвердили, что в профильном комитете районной администрации календарь областных медовых ярмарок есть. А им бы хотелось, чтобы чиновники персонально до каждого пчеловода доводили эти сведения.

На вопрос о том, как и где хозяйства реализуют мед, все ответили, что в основном те, кто покупали и остались довольны, приводят новых клиентов. Кто-то, правда, добавил, что давно уже налажены каналы поставок в Питер и даже в Финляндию. Это пока дает регулярный доход, и потому нет особой нужды новые территории осваивать.

Получается, что, с одной стороны, пчеловодам Новгородчины и хочется расширить сферу охвата своим медом, но сделать это они хотят, не покидая дома.

Растёт число претендентов на звание лучшего пчеловода — растёт количество призовВ полемику с пасечниками вступил генеральный директор новгородского предприятия «Квант» Геннадий КАПРАЛОВ, приехавший на ярмарку за медом. Он убежден, что пчеловодам нужно активнее продукцию за пределами своих муниципалитетов предлагать: «Думаю, многие руководители согласятся, чтобы на территории предприятий были ларьки, торгующие продукцией фермеров или пчеловодов. У нас на заводе и молоко реализуют, и мед, кстати, тоже. Если еще кто-то придет с просьбой разрешить торговать, не откажу…».

С тем, что пасечники, говоря о трудностях сбыта, несколько лукавят, согласилась и Елена Покровская. По ее словам, большинство мастеров медового дела привыкли к тому, что покупателей к ним приводит сарафанное радио. Да, они видят, что на новгородский рынок продукция из других субъектов страны поступает, и воспринимают это как тревожный симптом. Но поскольку давно отлаженная схема реализации сбоев не дает и почти все свои запасы меда пчеловоды области ежегодно реализуют до конца сентября, и не предпринимают они активных действий по поиску других форм продвижения товара: «Пока ситуация нормальная. Но мы понимаем, что рано или поздно хозяйствам потребуется помощь в прокладке новых торговых путей. Возможно, совместно с Новоблпотребсоюзом можно будет это сделать…».

Вместо эпилога
Мы обошли все торговые палатки, почти везде откушали меда, выслушали разные мнения по поводу сортов, цен, трудностей медосбора. Уже при выходе вновь увидели чету Ивановых. Они время зря не теряли: все предложения по гречишному лакомству изучили. Понравился им его необычный вкус — немного с горчинкой. Поторговались с пчеловодами — на то она и ярмарка. И приобрели большую банку. Ну как тут не вспомнить Винни-Пуха: «Даже немножечко, чайная ложечка — это уже хорошо! Ну а тем более целый горшок!».

Батецкий район

Фото автора