Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Пятница, 13-е. Ждите сюрпризов

Генеральный директор Новгородского областного телевидения Дмитрий ВЕРТКОВ не верит в приметы и Фредди Крюгера

— Дмитрий Михайлович, по известной традиции начало осени на телевидении — это начало нового сезона. Хотя некоторые ваши коллеги считают, что сейчас такая традиция уже отошла, отходит в прошлое. Вы согласны с ними?

— Скорее нет, чем да. Телевидение — это во многом авторское СМИ. В том смысле, что значительную часть программ, передач создают коллективы стабильного состава, и у этих программ есть постоянные ведущие, которые олицетворяют, скажем так, продукт определенной марки. Лето — период отпусков. Если на новостных выпусках, например, довольно легко сделать замену, то в нашей брендовой программе «В эпоху перемен», которую создала и ведет Юлия Нурутдинова, это невозможно. Значит, программа на какое-то время уходит из эфира. И возвращается менее или более обновленной. Это закон творчества. И мы его не нарушаем. К осени, когда сетка вещания опять становится полноценной, мы возвращаемся или к частично забытому старому, или запускаем новые программы.

— Но ведь и в течение года у вас появляются новые передачи? Например, «Тема недели» или заметная, хотя и малоформатная «Спросите дядю Вову»…

— Конечно, но не массовым порядком. Намеренно мы не ждем дня Х. Это глупо, поскольку телеканалов сейчас очень много, и всегда есть риск, что придержанную тобой идею перехватят конкуренты. К слову, в прошлом сезоне у нас выходили 32 периодические программы — это очень много для регионального телевидения.

— Так или иначе, у вас близится открытие сезона. Когда наступит этот день Х?

— 13-го сентября. Дата достаточно условная, но это рубеж, который ложится между прежней и новой сеткой вещания.

— Это вы специально так подобрали: начать новую жизнь в пятницу, 13-го?

— Совпадение! Оно обусловлено выборами, которые состоятся 8 сентября. Начинать сезон раньше было бы нелогично, потому что мы должны были отдавать значительную часть эфирного времени кандидатам. То есть корректировали сетку вещания. Формально же дата связана с открытием новой студии, которая расположится на восьмом этаже телецентра.

— Ага, 13-го мы увидим новый интерьер?

— Для телезрителя — это прежде всего. Для нас — гораздо больше. Студия создана по проекту художника Новгородского театра для детей и молодежи «Малый» Игоря Семенова. Она многофункциональна. Не уверен, что все поймут меня, но скажу: мы будем использовать все ее пространство — на 360 градусов. Это избавит от необходимости периодически менять декорации под разные программы, так как студия вместит сразу несколько самостоятельных секторов.

— Да, не очень понятно не посвященным в кухню, но разберемся, надеюсь… Итак, 13-е сентября — рубеж. Что останется за ним, что появится новое?

— Из популярных программ, которые мы снимаем с эфира, назову «Частный четверг» Сергея Пухачева. Решение это далось нам нелегко. И все-таки, думаю, отказываться от программы нужно, пока она еще имеет высокие рейтинги.

— Почему? Зачем?

— Видите ли, специфика «ЧЧ» такова, что собеседниками Сергея Борисовича были — еженедельно! — представители интеллектуальной элиты региона, у которых не только свои яркие биографии, но и собственные оригинальные взгляды на жизнь, общество, на дело, которым они занимаются. Может быть, я не прав, но круг таких людей не расширяется так быстро, как хотелось бы. А сажать под камеру людей, не способных генерировать и высказывать интересные зрителю идеи и мнения, не хочется. Но я не исключаю, что через какое-то время эта программа или ее правопреемница вернется в эфир. Во всяком случае, у Сергея Борисовича есть предложения.

— А сам он тоже расстается с НОТ?

— Ни в коем случае! Мастер остается в наших рядах, и даже его рабочая нагрузка не уменьшается.

— А что новое мы увидим?

— В утреннем эфире у нас будет выходить соответствующая программа «Доброе утро!», которая включит в себя новостные выпуски и сюжеты сугубо позитивной направленности. Мы, как говорят сегодня, не будем с утра грузить зрителя политикой и экономикой, а станем давать полезную и интересную информацию: как приготовить завтрак, как починить автомобиль или квартиру, что нового происходит в мире культуры и так далее.

— У вас же утром идет нечто подобное! Значит, всё дело в названии?

— Нет, у «Доброго утра» появится свой «хозяин», точнее — хозяйка. Это известная тележурналистка Светлана Стерлигова, которая будет работать со своей бригадой. У программы будут четверо ведущих — сама Светлана, Виталий Иванов (он переходит туда от «Соседей») и двое непрофессионалов телевидения. Мне такой сплав кажется энергоемким.

Программа «100 голосов» была на НОТ самой рейтинговой в телесезоне 2012/13— Периодичность выхода?

— По будням с 7.00 до 10.00. Эти три часа включат в себя три равных по хронометражу блока.

— Иванов уходит из программы «Соседи». А сама программа…

— Остается. Его место там займет Илья Сильянов.

— Вообще с новыми кадрами у вас как?

— Приходит молодежь. Ежегодно. Но авансировать новичков я не хочу. Пусть сами о себе заявят. Из опытных дебютантов я уже назвал Стерлигову. Обязан сказать об Андрее Танцыреве. Он у нас, правда, уже несколько месяцев работает, но пока только вел свою программу на «Радио 53». Дело в том, что Андрей занимает новую для НОТ должность главного редактора. На нем — творческая журналистская часть нашего производства. Как опытный телевизионщик, работавший на ТВ в Екатеринбурге, в Эстонии, он логично не спешил с дебютом. Но время настало.

— Не томите, Дмитрий Михайлович!

— Главред будет вести программу с таинственным названием «Деграде». Оно, название, не имеет ничего общего с деградацией. Термин заимствован у французских парикмахеров и означает «полутон, смягчение оттенка», но ничего общего с цирюльней не имеет. Это дискуссионная программа о культуре, в которой двое наших ведущих и участник какого-то культурного события, действа (например, спектакля, выставки) будут спорить, обсуждать это событие, раскрывая его содержание, которое может быть не понятно по «полутонам». Примерно так. Пока не посмотрите, трудно объяснять. Мы вообще будем усиливать культурологическую составляющую нашего вещания. Андрей готовит еще одну программу — о связи истории и культуры, о традициях, которые создает история в культуре. Или культура — в истории. На новгородской земле, по его мнению, очень много материала для поиска.

— Культурология — это изучение закономерностей развития культуры, если мне память не изменяет. Скучно не будет зрителю?

— Не думаю. Мы ведь не лекции будем с экрана читать, хотя и это активно внедряется в эфиры разных телеканалов и пользуется спросом. Мы будем ставить вопросы, частично отвечать на них, вовлекая в разговор и размышления зрителей.

— Размышления — это здорово. А как с развлечениями? У вас только что завершилось шоу «100 голосов», вызвавшее огромный интерес…

— Мы сами не ожидали такого эффекта и того, что в Новгородской области так много талантливых вокалистов. Но «100 голосов» нельзя проводить каждый сезон. Оно с эфира снято. Полагаю, это перерыв. Зато возвращается шоу «Настоящая бабушка». По просьбам телезрительниц в первую очередь.

— А что с фильмографией? Новгородцы сетуют на репертуар в основном очень повторного фильма.

— Могу сказать только, что повторение — мать учения. Мы стараемся отбирать качественное кино. Но бытие определяет сознание. Фильмы приходится покупать пакетами, где, условно говоря, на один хороший фильм приходится девять посредственных. Что лучше: покупать десять лент и показывать одну или все? К тому же «плохой — хороший» — достаточно субъективное деление в кино. Многие с удовольствием смотрят «Кубанских казаков», а другие ругают картину за лакировку жизни. И наоборот: «Анну Каренину» Сергея Соловьева, сделанную для большого экрана и ТВ, до сих пор мы не видели. Не берут прокатчики, предпочитают «Каренину» Райта с Кирой Найтли.

— Сколько стоит покупка фильма для разового показа, если не секрет?

— Не секрет — 250 долларов за одну серию российского сериала, показанного год назад по нескольким федеральным каналам. 1000 долларов — если это случилось полгода назад. Но это упрощенно. Процессы на рынке фильмов для ТВ развиваются гораздо сложнее. Например, Первый канал выкупил права на всю продукцию «Мосфильма». Какие будут теперь цены на эти ленты? Мы пока не знаем.

— С другой стороны, можно смотреть новое кино по этим самым федеральным каналам. Разницы нет.

— Вот именно! Региональный канал интересен тем, что он показывает людям события, которые происходят рядом. И это никто больше не покажет, никакой канал. Кроме ОТР.

— В смысле?

— Общественное российское телевидение становится нашим активным партнером. Они покупают у нас программы «Молодцы» и «Малая родина», заказывают новостные сюжеты. Так что присутствие Новгорода на федеральных каналах увеличивается.

— А вот бы свое кино снять! Потянем?

— Шутите?

— Шучу. Но отчасти. Я намекаю на документальное…

— Это тоже очень затратное как с точки зрения финансов, так и по трудоемкости дело. Но мы сейчас делаем большой документальный фильм про селение Русское Устье в Якутии, основанное новгородцами. Ждите премьеры.

— Дмитрий Михайлович, несколько слов о политике. Пройдут выборы. Напряжение схлынет, а политики останутся. Они уже вам предъявляют претензии в предвзятом отношении и невнимании к себе любимым. Что будет?

— Всё будет нормально. У нас достаточно передач, где политики найдут для себя трибуну, — «Диалог в прямом эфире», «На вашей стороне», «Два города». Последняя новая программа — из разряда «Нью-Йорк — город контрастов». Речь в ней, конечно, пойдет не о Нью-Йорке, а о наших городах, где уживаются рядом богатство и бедность, культура и хамство, воровство и честность… Другое дело, что наши политики чересчур обидчивы на нас. Они хотят видеть себя не такими, какими выглядят, а такими, какими себя представляют. Это болезнь роста. Если ты идешь в публичную сферу — политик, артист, спортсмен, — должен быть готов ко всему, что о тебе скажут. А обижаться на журналистов — это несерьезно.

Фото с сайта НОТ