Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Большой ребёнок

Перейти в пятый класс просто, сложно — перестроить отношение к учёбе

Период адаптации в пятом классе переживают все дети без исключения

Специалисты отмечают, что у одних притирка проходит в течение нескольких недель, а у других — затягивается на месяцы.

— Некоторые родители полагают, что самым сложным является первый класс. И именно когда мальчику или девочке семь-восемь лет, их  больше опекают, помогают, контролируют. Но не менее важным этапом для учащихся с точки зрения привыкания к новым требованиям, условиям обучения, самоорганизации, является и пятый класс, — объясняет специалист областного Центра психолого-медико-социального сопровождения Ольга СУСЛОВА. —  Почему у школьников, проучившихся уже четыре года, вдруг снова возникают трудности, падает успеваемость?  Выпускники младшего звена начинают думать о себе как о старшеклассниках. Им кажется, что они уже вполне способны все проблемы решать сами, без помощи взрослых. Но при этом после тепличных условий начальной школы, где всего один класс и учительница, постоянно находящаяся с ребятами, дети попадают в гудящий улей большой школы, где нужно постоянно переходить из кабинета в кабинет, учителя-предметники  предъявляют разные требования к выполнению заданий и даже к оформлению тетрадей, в классе появляются новые дети, увеличивается учебная нагрузка. Все это выбивает из колеи пятиклашек. И в первое время почти у всех снижается успеваемость, возникает беспокойство по поводу своей успешности.

По словам Сусловой, о том, что ребята чувствуют себя неуютно в школе, подскажет мамам их поведение. Если дети не желают делиться с родителями впечатлениями после учебного дня, не хотят делать домашние задания, негативно отзываются об одноклассниках или учителях, жалуются на плохое самочувствие, быстро утомляются — это верный признак того, что школьнику тяжело дается привыкание к новым условиям и требуется помощь.

Эксперт напоминает, что до полугода затягивается адаптационный период у учащихся, у которых еще в начальных классах были проблемы с успеваемостью:

— Что предпринять родителям? Первое: ни в коем случае не критиковать ребенка и не пугать тем, что дальше будет еще сложнее. Второе: как и в первом классе, снова начать помогать делать уроки, но только помогать, а не полностью все решать за учащегося. Третье: хвалить даже за незначительные успехи. Четвертое: совместно с ребенком обсуждать причины возникающих на занятиях сложностей и объяснять, что пятый класс дает возможность заново выстраивать отношения или выйти на новый их уровень со сверстниками, проявить свои способности. Пятое: нужно добиться соблюдения школяром четкого распорядка дня — это и к самодисциплине приучает, и нагрузку помогает  равномерно распределять в течение суток. Мамам и папам следует наладить контакт с классным руководителем пятиклассника, а при необходимости — и с предметниками. И еще. Если в процессе помощи с уроками взрослые понимают, что у ребенка недостаточный кругозор для усвоения новых дисциплин, стоит больше времени проводить вместе, гуляя по городу, посещая театры, музеи,  спортивные состязания, читая и обсуждая прочитанное. 

Психологи предостерегают: если пустить на самотек переходный период в пятом классе, имеющиеся незначительные на этом этапе трудности с успеваемостью, взаимоотношениями, формированием критического к себе отношения и требовательностью будут только усиливаться. И в 10—11 классах, когда встанет вопрос выбора будущей профессии, эти проблемы уже не решить.

Владимир БОГДАНОВ (фото)