Пятница, 27 сентября 2024

Редакция

…Вернулся из боя

Поисковики установили имя советского лётчика, погибшего в сентябре 1941 года под Марёвом

В первых числах сентября останки офицера вместе с небольшими фрагментами истребителя были подняты демянским отрядом «Находка» поисковой экспедиции «Долина» недалеко от деревни Молвотицы Марёвского района. 

Как рассказал командир отряда Александр МОРЗУНОВ, благодаря сохранившемуся номеру на двигателе самолёта удалось быстро узнать имя пилота:

— В этих местах во время войны фашистами было подбито много наших самолётов. Они входили в состав 4-й смешанной авиационной дивизии, воевавшей на Северо-Западном фронте. Собирая информацию в  Центральном архиве Министерства обороны о другом, обнаруженном ещё в прошлом году самолёте, я параллельно переписывал сведения о всех машинах, не вернувшихся из боя. И когда мне сообщили о найденном у Молвотиц номерном шильдике, без труда определил тип самолёта и имя погибшего.  

Младший лейтенант Иван Михайлович Дубов родился в городе Мелекесс Куйбышевской области (сейчас это Димитровград Ульяновской области). В первые месяцы войны Дубов служил в сформированном в августе 1941 г. в 28-м истребительном авиационном полку, в котором насчитывалось 20 экипажей высотных истребителей-перехватчиков МиГ-3. А погиб он 7 сентября 1941 г. Согласно донесению, его МиГ-3 был сбит немецким истребителем Ме-110 в воздушном бою и упал южнее марёвской деревни, а сам лётчик числился не вернувшимся с задания. Ему было 27 лет.

Захоронят летчика на его родине. Безусловно, с почестями. Так должно быть и будет. И всё равно горечь от этой истории сохранится, потому что все эти годы местным жителям было известно о сбитом истребителе. Но все их расспросы поисковиками заканчивались одним: «Ну да, упал, врезался в берег реки, яма закопана, и ничего там нет». Равнодушие? Александр Морзунов тоже пытается найти этому объяснение:

— Несмотря на сообщения о том, что искать бесполезно, мы приняли решение проверить место. Обычно, когда разбивается самолёт, от него мало что остаётся. А сделанные из фанеры МиГи, как правило, сгорали дотла. Но в этом случае обломки металлического двигателя для лётчика стали своеобразным билетом домой.

Фото с сайта aifudm.net

Алла ПАВЛОВА