Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Новгородская ПАСТОРаль

На первый взгляд, у новгородских баптистов нет и не может быть никаких проблем

Если у вас нет желания преступить хоть одну из десяти заповедей — значит, с вами что-то не так*

В сентябре новгородские евангельские христиане отметили 150-летие баптизма в России. Причем своей родиной они полагают именно Новгородчину, имея даже собственные исследования на сей предмет.

Дата отмечалась на почти международном уровне: в гости к единоверцам приезжали высокие духовные лица из США. Родина отнеслась к юбилею, мягко говоря, с прохладцей. Без поздравлений — официальных и прочих.

Корабель плывёт
Однако говорить о полном равнодушии новгородцев к будням и праздникам общины храма Христа, что на улице Кочетова (Великий Новгород), не приходится. Напротив, интерес явно присутствует, однако не так к церкви, как к духовному наставнику. Про епископа Анатолия Корабля в эти дни рассказывали даже уличные столбы. Пересказать содержание столбовых листовок решительно невозможно, у нас все-таки печатный орган, а эта информация — со всеми признаками непечатности.

Каюсь, несколькими строками выше и я просклонял епископа. Хотя вопреки законам русской словесности и, видимо, украинской (родной для Анатолия Ивановича) тоже, его фамилия неизменна. В любом падеже — Корабель. К сожалению, новгородскими СМИ правило не признается. Впрочем, речь совсем не о грамматике...

Недавно на одном из новгородских сайтов разместили серию разоблачительных материалов. Со ссылкой на прихожанку ХЕЦ, взявшую себе псевдоним Ольга Лившиц. Нового там мало, по большей части — саммери скандалов разных лет. Разумеется, «факты» получили распространение в Сети.

Вкратце проинформируем читателя, о чем шум, отзвуки которого уже не первый год разносятся далеко за новгородские пределы. Мы можем себе это позволить, поскольку «НВ», заинтересовавшись неевангельским сюжетом, изначально предполагали дать слово и стороне, публично обвиняемой в тяжких грехах, едва ли совместимых с пастырским служением. Будем придерживаться хронологии. Итак...

Библейские сюжеты
2008 год. Прихожанка Валентина Михайлова принесла на показ пресвитеру (до епископства) Корабель Библию издания 1877 года. Недолго думая, Анатолий Иванович положил раритет в свой стол, а Валентине Александровне выдал экземпляр, пахнущий типографской краской. Примерно через год, как уверяет Михайлова, он согласился было отдать Библию, но вместо этого... отлучил от церкви ее владелицу. 

2010-й. Бывшая «правая рука» пресвитера Владимир Пономарев, не уповая на Божью помощь, обратился в правоохранительные органы, настаивая, что Анатолий Корабель присвоил его трактор и легковой автомобиль. Мол, технику он покупал за свои и дарить ее храму не собирался, разрешив лишь попользоваться. Когда же вышел из общины, услышал от Корабель, что трактор разобран на запчасти, которые куда-то подевались. Пономарев, однако, узнал, что трактор цел-целехонек, стоит в гараже. Не менее удивила новость, что пономаревский «Фольксваген» Корабель продает как «машину без документов». 

2011-й. Как-то по зиме в баптистский храм, и не куда-нибудь, а в кабинет епископа, пробрался вор. Интересовал его там только вмонтированный в стену сейф. Неизвестный (по сей день!) тать унес из сейфа 5800 долларов и 100 тысяч рублей. А также долговые расписки. На какую сумму? Это тайна. Вор молчит, а епископ, вроде, не считал. Проговорился ли кто-то из сыщиков, мы не знаем. Но почему-то всплыла информация, будто на сейфе ничьих отпечатков пальцев не обнаружено, за исключением самого епископа и его казначея. А сейф не взламывался, был открыт ключом, доступ к которому имел ограниченный круг доверенных лиц.

Поэтому, как пишет на сайте liki.me некто Шерлок Холмсов, возможно, не обошлось без участия существа нематериального — черта. Не винить же в краже самого потерпевшего. Дескать, именно ему было выгодно потерять расписки, одновременно обретя казну! 

Наконец самый свежий эпизод. Кто иногда читает объявления на столбах, тот, возможно, в курсе. Поскольку на листовках помимо прочего был запечатлен скриншот интернет-странички, якобы посещенной духовным лидером евангельских христиан. Легенда, то бишь компромат на епископа в Сети, гласит, что есть на свете некий Хакер Энштейн, которого хлебом не корми, а дай только что-нибудь нарыть на какого-нибудь священника-прелюбодея. И вот этот виртуальный «медвежатник» взломал домашний компьютер, обнаружив, что обладатель реквизитов электронной почты ankorabel увлекается просмотром весьма специфического видео — сексуальных извращений, вплоть до педофилии и инцеста.

Секс и ликбез
На условленную встречу с журналистом «НВ» Анатолий Иванович пригласил ближайших сподвижников. В кабинете я оказался шестым. Кроме того, меня сразу и честно предупредили, что беседа будет «записана».

Диктофон на столе был только мой. Видеокамеры я не видел. Но не суть.

Под конец разговора мне напомнили о некоем коллеге, оклеветавшем ХЕЦ — и сам работу потерял, и СМИ, где работал, закрылось. Не иначе, Божья кара. Постараюсь не пойти по его стопам. Но буду краток, поскольку мнение у епископа и его окружения в сущности простое: все, кто рассказывает про него нечто некрасивое, лгут.

Врет Михайлова. Возможно, ее Библия по сей день лежит в храме на выставочном стенде. Получается, что она сама, желая забрать дорогую (не в смысле денег!) вещь, не смогла определить, которая из книг ее.

Клевещет Пономарев, ведь трактор и легковушка были куплены на храмовые деньги, и это ему, Пономареву, было дозволено временно пользоваться имуществом общины, а он, неблагодарный, представил все ровно наоборот.

И уж совсем сраму не имут те злопыхатели, которые сеют слухи про то, как епископ сам себя обокрал.

Такой же напраслиной, если верить Анатолию Корабель, являются упоминания в статьях и телесюжетах о нем примеров тому, что епископ-баптист отлучает от церкви за браки с иноверцами и атеистами, а на проповедях, случается, высмеивает православие как «идолополонничество» и т. д.

А Интернет?

— Это к хакеру вопросы, — пояснил Анатолий Корабель.

Потом сам спросил:

— Вы знаете, что такое инцест?

Я задумался относительно корректной формулировки.

— Почему же я не имею права знать, что это такое? — продолжил епископ. — Я теперь тоже знаю.

Первое прошествие
Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Это известнейшее четверостишие Федора Тютчева я вычитал в одной из рецензий на изданную в прошлом году книгу Анатолия Корабель «Via sacra. Святой путь». Как образный пример того пути, который автор физически совершил по стопам новгородцев, собирая материалы в родной округе. Говорят, всякое сравнение хромает. Но чтобы так... Нет, я не о том, что весь компромат на епископа — сущая правда. Всего лишь о скромности.

Понятно, что всякая относительно или совершенно новая церковь, не относящаяся к православию, так или иначе старается обосновать свою традиционность. Вот и ХЕЦ выводит свою родословную от латышей-баптистов, переселившихся в 1863 году на Новгородчину — земля тут дешевле стоила. Иные исследователи баптизма и вовсе находят своих предтеч в стригольниках, якобы ратовавших за возврат к евангельским первоосновам. Немного фантазии, и можно сегодняшние проблемы ХЕЦ расценить как гонения на первохристиан. Кто же их гонит? И почему даже о тех течениях, которые у нас не признаны, не распространяется столько негатива?  

Сам Корабель корень бед видит в праздновании Дня города в 2004-м, когда евангельские христиане стройной колонной приняли участие в праздничном шествии. Мол, после этого и началось, кому-то сильно не понравилось.

Мероприятие действительно памятное: стоят на трибуне губернатор, архиепископ, а мимо шествуют трудовые коллективы и... протестанты.

Как уверяет Корабель, «нас из администрации попросили поучаствовать, не хватало людей». Все может быть. На тот момент многие чиновники, видимо, не забыли еще наук, преподанных в Хаббард-колледже.

Так, компромат — это притеснение. Что еще? В ответ приводят историю о трех сгоревших в области молитвенных домах, об избиении сына епископа возле храма на улице Кочетова, о нападении на двух братьев в Старой Руссе. Причем нападавшие якобы признавались, что перед тем были в поездке по псковским монастырям. И тамошние монахи насоветовали «бить чужих».

Не приходилось слышать, чтобы хоть кто-то сегодня настаивал на категорическом императиве Федора Достоевского: «Русский — значит, православный». Никто не поднимает вопроса, нужен ли храм на Кочетова городу или лучше бы его... Хотя многие знают, что история его появления в предполагавшейся парковой зоне небезупречна.

Думаю, что для абсолютного большинства новгородцев не столь важно, и кто именно окормляет местных приверженцев баптизма. И кто будет потом. Тех, кто открывает глаза (или наговаривает) на епископа, никто клещами за языки не тянет. Поэтому, когда Анатолий Иванович утверждает, что тени не на его лице, а на лике самого Великого Новгорода (страшно подумать, на Западе наверняка об этом тоже знают), так и хочется воскликнуть: «Ну, это уж слишком!». Точно как с Тютчевым.

*Гилберт ЧЕСТЕРТОН, английский писатель

Фото из архива «НВ»