Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Когда в родителях согласья нет…

Воспитывая детей, подавляющее большинство руководствуется неосознаваемыми мотивами. Часто вопреки разуму мы поступаем по отношению к своим детям так, как поступали наши родители. Казалось бы, если человек в детстве страдал от родительских побоев, он, став отцом, никогда не возьмет в руки ремень.

Увы, все наоборот: чаще бьет детей тот, кто сам был бит, отказывается от младенца та, которая выросла в детском доме. Я это к тому, что супруги, выросшие в разных семьях, имеют разный опыт и потому разные представления о воспитании детей.

Добавьте и другие проблемы, влияющие на отношение к детям: возраст супругов, их взаимоотношения, образование, уровень психологической готовности каждого из них быть родителем и еще многое другое. Тогда вы поймете, насколько непросто бывает маме и папе согласовывать свои действия в отношениях с ребенком.

Папа, например, убежден, что «битие определяет сознание», и потому ремень должен висеть в доме на почетном месте. А мама — не просто противник физических наказаний, но сторонница японской системы, согласно которой ребенку до пяти лет вообще нельзя говорить «нет»… Или мама считает, что «много любви не бывает», и, полагая, что именно так и проявляется любовь, готова стать рабой своего ребенка, угождая ему, выполняя все его капризы. Папа категорически против баловства, и они при ребенке начинают «рождать истину в споре»: папа настаивает, чтобы ребенок одевался самостоятельно (сам собирал игрушки, сам нес свой ранец и т.п.), мама тут же приходит своему чаду на помощь, обвиняя отца в недостаточной любви к ребенку, избыточной строгости или даже жестокости. Как вы думаете, чью сторону примет ребенок? Конечно же, он поддержит те предложения, которые ему сейчас удобнее: пускай мама оденет (накормит, соберет игрушки, застелит постель, решит задачу)…

Но подобными несогласованными действиями родители наносят огромный урон становлению личности ребенка. Такая мама лишает ребенка возможности развить в себе самостоятельность и ответственность. Родители, выясняющие отношения при ребенке, предъявляющие к нему противоположные требования, дезориентируют его: он ведь не знает, «что такое хорошо, а что такое плохо». Как же ему разобраться, если они не дают однозначного ответа? Это во-первых. Во-вторых, подобное поведение родителей лишает их обоих авторитета в глазах ребенка. В-третьих, ребенок научается управлять: зная, чего не позволит папа, он будет требовать это от мамы в его отсутствие, и наоборот. За этим следует развитие лживости, приспособленчества и других неприятных характеристик личности.

Вывод: к делу воспитания родители должны относиться максимально серьезно, как к главному делу своей жизни. Родителям необходимо выработать общую, единую тактику воспитания; даже если в ней будут недостатки, это гораздо лучше, чем отсутствие единых требований к ребенку. Закономерно возникающие между родителями разногласия необходимо разрешать в отсутствие ребенка.

Следует помнить, что воспитывают детей не слова, не нравоучения родителей, а их взаимоотношения, поведение, стиль их жизни. Создайте в семье атмосферу любви, доверия, искренности, взаимопонимания и поддержки.

Людмила Николаевна ЛОРДКИПАНИДЗЕ,
врач-психотерапевт