Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Красные листья Моидзи

Гейко школы Киото не может быть молодой, но у неё есть юная ученица майко

Увидеть Японию и… вернуться в Россию

Мало у кого появляется возможность побывать в Японии. Причина простая — перелёт очень дорого стоит. Благодаря счастливому стечению обстоятельств мне выпал шанс посетить Страну восходящего солнца. Поэтому готовился основательно.

В Японии есть два лучших сезона: весна — когда цветёт сакура, и осень — когда ярко-алыми становятся листья японских клёнов. Причём осенний вариант казался мне более надёжным. Цветение сакуры очень эфемерно — подул горный ветер, облетели лепестки, и получается, что туристы со всего мира напрасно покупали билеты на это мероприятие.

Токио — Эдо
Рейтинги в справочниках о самых крупных городах мира всегда разнятся. Но японская столица много десятилетий занимает первую строку.

Но чем удивил многомиллионный город уже в первый день: Токио не подавляет человека. Там легко дышится. Даже по сравнению с Западной Европой — практически нет выхлопного газа. Мостовые без подтёков масла и солярки. Множество парков — больших и маленьких. Сидя в центре огромного города в зарослях бамбука перед прудом с разноцветными карпами-коями, только сквозь кроны деревьев видишь верхушки небоскрёбов.

Вечером, по составленному дома распорядку, отправился в осэн — японскую баню. В Токио это целый комплекс, стилизованный под Эдо — старинную столицу.

Получив при входе халаты-юката и электронный браслет на руку, погружаешься в водное удовольствие. Принято сначала мыться, а потом париться в горячей воде бассейнов. Причём вода — гейзерная, с температурой более 50 градусов. Две каменные чаши находятся в закрытом зале, одна — под открытым небом, в сквере. В неглубоком бассейне, окружённом бамбуком, на дне лежат большие валуны. Между ними в горячей воде нежились обнажённые мужчины.

В ноябре в Токио ещё жарко. Днём до +20о, но к вечеру температура падает до +9о. На воздухе без одежды холодно, погружаешься в горячую воду — жарко. Через какое-то время вновь вылезаешь на мокрый холодный камень. От контраста — особое удовольствие. Этот ритуал омовения почти все японцы проходят ежевечерне.

Причем у клерков принято ходить в осэны целыми коллективами. Здесь, потягивая сакэ или пиво и ложась в воду, они уже не говорят о работе и бизнесе — это вечер отдыха.

Пожалуй, Японию можно назвать стерильной страной. Между входными дверьми отеля — столики с махровыми салфетками и дезинфицирующей жидкостью для протирки рук и лица. В номере искреннее удивление вызывают унитазы с пультом управления и подогревом. Всё настроено на средние значения, но струи омывающей попу воды можно регулировать в разных пределах. Ничего похожего нет в остальном мире.

Цены на посещение общественных туалетов во всём мире растут. А есть ли страна с бесплатными заведениями? Есть. Это — Япония. Если в центре Токио приспичило, нужно остановиться и осмотреться: увидите туалет обязательно. Они есть в монастырях, в метро и в магазинах. Абсолютно чистые и бесплатные, с бутылочками ароматизирующих жидкостей.

В буддийских храмах ставят благовонные палочкиРыбный рынок
Заранее предвкушал посещение этого интересного объекта. Самое привлекательное, конечно, оптовая продажа больших мороженых туш тунцов. Но этот аукцион начинается в четыре часа утра, и записываться на него нужно заранее. Поэтому я довольствовался обычными рыбными рядами, что не менее интересно.

Японские продавцы не назойливы, товар не навязывают, не предлагают покупать, но если спросишь — отвечают с вежливой улыбкой. Английский язык знают почти все. Правда, он у японцев своеобразный, с щебечущим акцентом.

Цены сдерживают покупателей. При высоком уровне жизни в Японии и цены очень высокие. Дорого всё: проезд, одежда и проживание, но особенно — продукты. Поэтому рыбу покупают небольшими, аккуратно нарезанными кусочками.

Часто встречаются маленькие харчевни, где можно отведать cуси, сасими и прочие блюда из свежайшей рыбы, крабов, креветок и моллюсков. В японском языке нет буквы и звука «Ш», как нет и ударений. Так что наши опасные для здоровья заполонившие Россию общепиты с шипящим названием «суши» были бы непонятны для японцев.

Но не могут же жители Токио съедать всю свежую рыбу! Вероятно, значительная часть остаётся. И «вторая свежесть» отправляется, по логике, в какую-то соседнюю страну.

Брать пищу палочками у меня так и не получилось. С интересом наблюдал, как местные жители ловко набирали шарик липкого риса, а затем подхватывали из маленьких плошек рыбок, солёные грибочки, кусочки овощей. Попробовал — пища оказалась на штанах, а не во рту. Помучившись, стал поддевать рис верхним широким концом одной палочки, а рыбок и овощи накалывать на острие другой.

Господин в чёрном закрытом костюме, закончив трапезу, читал газету. Всмотревшись через его голову в вертикальный столбик иероглифов, опять же удивился, как это возможно — запомнить тысячи знаков и легко читать их в книге или газете? Другой мир, другая культура.

Японский менталитет в корне отличается от нашего — советского. Частично это идёт от государственной религии — синтоизма.

Что такое человеческая жизнь? Это дар матери-природы, наследие и подарок от родителей. Жизнь и здоровье человек обязан беречь, заботиться о них. Это не личное достояние, которым можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вспомним нашу позицию: хочу — пью, хочу — курю. Моя жизнь — что хочу, то и делаю.

Гигантский мегаполис Токио. Вид с 70-го этажаХрам со свастикой
В тот же день удалось побывать в двух японских храмах. Любопытно вспомнить, что при последней переписи общее число синтоистов и буддистов почти вдвое превысило население страны. Дело в том, что большинство людей посещают и те, и другие храмы.

Синтоистом может быть только японец, людей другой национальности не принимают. Это государственная религия, очень хорошая, на мой взгляд. В синтоистские храмы люди идут в молодости. Здесь проводят праздники мальчиков и девочек, обряд в 3, 5 и 7 лет, когда дети в нарядных кимоно вместе с такими же нарядными родителями приходят в храм и гуляют по обширным паркам. Сюда приезжают молодожёны.

Буддизм пришёл на острова из континентальной Азии, из Индии, через Китай. Буддийское учение более демократично и понятно. В старости, перед смертью, идут в буддийские храмы.

В один из величественных буддийских храмов почти в центре Токио я и зашел. Огромные металлические чаны с большими золотистыми знаками свастики стоят перед входом. Известно, что это знак солнцеворота и плодородия. Даже на туристических схемах буддийские храмы обозначаются свастикой. А синтоистские — торией, которая есть не что иное, как нашест для петуха.

В буддийском монастыре моросил мелкий дождь, но над большими чанами с песком курился ароматный дымок. Прихожане ставили палочки с пахучим растительным составом, как в христианских храмах ставят свечи.

Некоторые символически захватывали священный дым и проводили ладонью по лицу и одежде. Так делали и весёлые девушки в модной одежде, и чиновник в строгом костюме с портфелем.

Впрочем, чёткой границы между храмами двух конфессий давно нет. Жертвовать монастырю бочонки с сакэ было принято в синтоистских храмах, но постепенно традиция перешла и буддистам. Причём у них яркие ёмкости с сакэ образуют нечто вроде своеобразной выставки. Храмам дарят и цветы, растущие в горшках. В основном — выдающиеся экземпляры. Никогда не думал, что цветы хризантемы — императорского цветка — могут быть такими гигантскими.

Камакура без ударения
Этот город тоже был столицей Японии. Древнее название, как и все слова в этом языке, произносятся без ударения, что очень непривычно и сложно было для нас, привыкших ударять.

Здесь на берегу океана стоит одна из самых больших бронзовых статуй Будды. Вокруг неё всегда много школьников. Дети в группе выделяются одинаковыми панамками или жакетами, они послушно внимают воспитателю. На наш вопрос, почему дети в это время не в школе, пояснили, что посещение памятников, монастырей или природных объектов входит в школьную программу. Причём основное, чему должны научиться дети во время таких экскурсий — умению правильно вести себя в коллективе. Вот такая японская валеология.

…В небе над головой статуи парили большие чёрные коршуны. Пищу они отыскивают на литорали океана. Какими-то отбросами они не могут поживиться, их здесь просто нет. В городах не увидишь урн. Весь мусор люди уносят с собой и сортируют по специальным бачкам.

(Окончание следует)

Фото автора