Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Помимо матерьяльных выгод

Здесь каждый найдёт занятие по душе, и любители понежиться на солнце...

На Кипр осенью едут за летом, морем и любовью

Кипр давно облюбован туристами. Но настоящего киприота ни с кем из многоликой туртолпы не спутаешь. По крайней мере в октябре. Толстовки и шерстяные кофточки, джинсы или тёмные брюки, кроссовки или, чем чёрт не шутит, даже угги — вот его атрибуты.

Немудрено, осень на дворе — надо утепляться. Термометр показывает аж 26 градусов. Как причитал продавец мороженого на пляже — холодрыга!

Но перефразируя известную поговорку, что киприоту — холод, то русскому — жара и прочие прелести запоздалого отпуска. Урвать кусочек лета на острове любви мы отправились в середине осени, когда туристический сезон заканчивался почти на всех курортах Европы. Выбирали придирчиво: хотелось, во-первых, разнообразить пляжный отдых экскурсионным, во-вторых, получить пляжный отдых, в-третьих, не в арабской стране, в-четвёртых, не раздражать любезных финнов, предоставивших шенген, очередным посещением не Финляндии. Боюсь, не будь на карте мира Кипра, мы выбирали бы до сих пор. А так всё сложилось прекрасно: самый теплый курорт Средиземноморья не требует от россиян шенгена. Помимо лучезарных пляжей он нашпигован историческими артефактами и исповедует в большинстве своём православие.

Дороги к морю и от моря
Оказавшись в октябре у моря, волей-неволей вспоминаешь Бродского: «приехать к морю в несезон, помимо матерьяльных выгод…». После внутреннего прочтения, конечно, остаётся привкус чего-то более родного, черноморского, но в целом кажется, что и у тебя с поэтом много общего. Туристический сезон заканчивается на Кипре в конце октября (ноябрь — уже сезон дождей), поэтому с середины месяца цены стремятся вниз. Многие отели на побережье уже пустуют, как, впрочем, и пляжи, но таверны вечерами по-прежнему битком, и по городским улицам вслед за горячими здравицами стелется аромат не менее горячих национальных блюд.

Мы обосновались в Ларнаке — самом русском и дешёвом курорте Кипра. Кроме того, Интернет уверял, что именно в Ларнаке во второй половине месяца будут самые тёплые воздух и вода, +27 и +25 градусов соответственно. Платой за такой повышенно тёплый приём должны были стать пляжи, не золотые и не галечные, а просто обыкновенные чистые пляжи.

...и желающие прикоснуться к историиПляжи, надо сказать, оказались безлюдными. Львиную долю нашего отпуска море в Ларнаке вело себя нервически, с рёвом и клёкотом накатывало на берег, пытаясь унести с собой невостребованные туристами, да, впрочем, и ему самому не нужные лежаки и зонтики. Ночью, словно сварливая жена, утихомиривалось, обнимало берег, шепча нежности, но днём всё повторялось сызнова. Такой холерический характер Средиземноморья обязательно поверг бы меня в уныние, не происходи всё это на Кипре. Но на острове, протяженность которого с севера на юг составляет около 70 километров, а с запада на восток немногим больше 200, нет ничего проще, чем покидать в пляжную сумку крем от загара да пару полотенец и отправиться на другой курорт.

Поезда на Кипре не ходят, основной транспорт — это автобусы, которые, надо сказать, курсируют между курортами с хорошей периодичностью. Билеты стоят недорого, так, до Айя-Напы с её восхитительными золотыми пляжами можно добраться в течение получаса или часа за сумму от одного до четырёх евро — в зависимости от количества остановок в пути. Есть, конечно, и другой, тоже весьма востребованный путь — взять автомобиль напрокат. Для тех, кого не пугает левостороннее движение, это отличный вариант, мы же не рискнули. Зато наши знакомые, воспользовавшиеся предложением, рассказали, как за один день прокатились по всей греческой территории Кипра. Правда, и натерпелись же страху. Весь день водитель, чтобы не запутаться, проговаривал вслух, как именно ему совершить следующий манёвр. К вечеру, однако, привык и даже освоился, машину, правда, к этому времени уже надо было возвращать.

Турецкий флаг
Кипр — страна с нелёгкой христианской историей. После Римского и Византийского владычества остров принадлежал Ордену тамплиеров, Франции, Венеции, Османской империи, вплоть до 1960 года был колонией Великобритании, а в 1974 году северную часть кипрской территории оккупировала Турция. И если первые завоевания давно уже покрылись пылью времен и стали сухими фактами истории, то к последнему киприоты до сих пор относятся так, словно было оно вчера.

Великобритания, отказавшись более полувека назад от прав на Кипр, на самом деле, конечно, не отказалась от них. Почти сразу же после освобождения острова на нём начались межобщинные столкновения между греками-киприотами и турками-киприотами, и если верить намёкам наших экскурсоводов, происходило это не без помощи английских спецслужб. В июле 1974 года греки-киприоты организовали переворот, целью которого было присоединение к Греции, что и дало Турции долгожданный предлог для вторжения на остров. Обосновывалось вторжение, конечно, защитой проживающих на территории Кипра турок, число которых, к слову, составляет чуть более 10% от всего населения.

Турецкое государство Кипр на сегодняшний день не признано никем в мире, кроме Турции, что Турцию, видимо, не сильно тревожит. Столица острова Никосия (или по-гречески Лефкосия) практически примыкает к горному массиву Пендактилос, оказавшемуся на оккупированной территории. На склоне горы, обращенном к греческой части, турки выложили свой флаг длиной 433 м и шириной 220 м. Ночью загораются лампы, установленные по контуру флага и по контуру серпа, так что видно его прекрасно в любое время суток. Такая вот психологическая атака. Киприоты негодуют, но что тут исправишь?

Возмущение вызывает, кстати, поведение не только турок, но и англичан. В 1960 году они пообещали предоставить киприотам независимость лишь при условии сохранения на острове своих военных баз. Так и порешили. Однако когда в 1974 году киприотам действительно могла бы пригодиться их защита, англичане не пошевелили и пальцем. Более того, даже перестали платить за аренду. Сегодня территория английских военных баз на Кипре — это фактически государство в государстве, проезд по ней разрешён, но за превышение скорости штрафовать вас будут уже не по кипрским законам. То же и с фотографированием, которое, кстати, полностью запрещено.

С учётом всего вышесказанного получается, что полностью Республика Кипр контролирует только 56,7% своей территории. Остальное под контролем Турецкой Республики Северного Кипра (36%), ООН (3,7%) и Великобритании (2,7%).

В кипрских тавернах можно попасть на импровизированный концерт народной музыкиВ гостях у Киприды
Впрочем, находясь на Кипре в качестве туриста, меньше всего хочется думать о войне, тем более что на острове есть столько мест, где можно думать о любви, о вечности или о том и другом сразу. Почти все экскурсии, предлагаемые туроператорами, так или иначе связаны с православной историей Кипра и предполагают посещение монастырей и храмов. Одной из главных святынь Кипра считаются мощи воскрешенного Иисусом Христом Святого Лазаря, покоящиеся в храме в Ларнаке, а также Кикская икона Богоматери, написанная, по преданию, апостолом Лукой. Впрочем, православные святыни сегодня мирно соседствуют с мусульманскими, в той же Ларнаке расположена мечеть Хала Султан Текке, считающаяся третьей по важности святыней в мусульманском мире.

Тех же, кого интересует в меньшей степени религия, а в большей мифология, должно заинтересовать местечко Петра ту Ромиу неподалёку от Пафоса, где, по преданию, на берег из пены морской вышла богиня любви Афродита, или, как её ещё принято называть, Киприда. Место, овеянное такой легендой, конечно, не могло устоять против натиска новых, современных легенд. Туристы приезжают на берег Афродиты в поисках любви и поэтому старательно оплывают (трижды!) камень Афродиты, затем спорят, как же его всё-таки надо было оплывать: по или против часовой стрелки, и не придя к вводу, повторяют заплыв. Выбравшись на берег, склоняют задумчивый взор к галечному пляжу: если любви не принесёт плавание, то найденный камушек в форме сердца — обязательно.

Кипр — малюсенький островок, но такой богатый и щедрый, что сколь бы ни торопился всё охватить — обязательно что-нибудь упустишь. Но поймешь это только на восьмой день, за два часа до отъезда в аэропорт, окунаясь в манящую, сияющую и безмятежную средиземноморскую бездну.

Фото автора