Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Воспоминание о будущем

Главной святыней Воскресенской церкви, отсюда и название погоста, была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. По преданию, новгородским купцам Дмитрию и Василию Воскобойниковым, в 1643 году застигнутым бурей на море, явилась Богородица, повелев спасти икону. Когда судно вынесло на чужой берег,

О чём молчит заброшенный погост

По-разному складываются судьбы новгородских памятников. Одни — всегда в чести. Другие много лет имеют никем официально не присвоенный статус второстепенных. Таков и бывший Воскресенский монастырь на Красном поле, основанный в 1415 году.

Сегодня на его месте — лишь один уцелевший храм и примыкающее к нему заброшенное Тихвинское кладбище.

Где это? Не каждый новгородец и знает. Красное поле и Красная горка — холм с возвышающимся храмом, расположены за городским валом Плотницкого конца. Еще в начале XX века Воскресенская церковь, окруженная липовой рощей, хорошо просматривалась со всех сторон. Промышленная застройка, а потом и жилая, перешли в наступление на бывший монастырь в послевоенные годы. Сегодня ближайшие и общепонятные ориентиры: улица Московская, поворот на улицу Связи. Короткая прогулка вдоль промзоны, и вы у цели.

С противоположной стороны храм и кладбище взяты в кольцо садовыми участками, много лет уже неиспользуемыми. На удалении, по направлению от улицы Большой Московской, маячат современные жилые кварталы.

С новостройками у нас проще, чем с восстановлением памятников, в особенности регионального значения.

Хлам из храма
А вот же рано петь панихиду очередной уходящей натуре. Кроме государства и церкви, у которых не получается объять все наследие, есть люди. Обычные люди, кому дорог этот уголок новгородского прошлого. Недавно почти совпали по времени два разных события. Вышло издание, посвященное Воскресенскому монастырю. Его авторы — известные краевед Людмила Филиппова и реставратор Нинель Кузьмина. А на самом памятнике прошел субботник: территория очищена от старых, засохших деревьев, кустарников. Ну и от мусора, как без него? Укромное место, будь оно хоть трижды свято, увы, притягивает любителей носить-возить хлам или просто выпить-закусить, а то и уколоться.

Алла Арбузова и Галина Нестерова, живущие рядом с храмом и заброшенным кладбищем, который уже год, как могут, хлопочут о них. Когда на Софийской площади был праздник у специалистов лесной отрасли, подошли, поговорили, и откликнулись лесники! Приехали мужчины с бензопилами, транспорт был дан.

Появились и другие помощники. Юрий Галин оборудовал колодец Тихвинской Божией Матери; Сергей Терешенков — установил шлагбаум на дороге, ведущей к колодцу; Николай Зимин гравий привез...

Игорь и Ярослав Баженовы, Людмила Чернова, Николай Игнатюк, Анатолий Иевлев, Владимир Зазулин, Андрей Миронюк, Дмитрий Шульгин... По просьбе Галины Николаевны я называю хотя бы несколько имен тех, кто помог хоть как-то облагородить территорию возле храма и на кладбище.

Грядки на костях
Чем чище погост, тем очевиднее, насколько же он разорен. Останки склепов, памятников, сломанные кресты, лежащие едва ли не каждый на том месте, где была сама могила. Памятники при царе-батюшке делались на совесть — надписи хорошо читаются по сию пору. Простыми людьми тех, кому они поставлены, не назовешь: то генерал, то купец, то священник... Например, здесь были упокоены купец Петр Куделин и мещанин Николай Межуев, перестраивавшие на собственные средства храм, священники — Иоанн Мизеретский и Павел Петрович Осиновский (1858–1924) — протоиерей, краевед, настоятель Знаменского собора.

Некоторые плиты брошены под ноги, служат дорожкой. Иных и след простыл. Были случаи воровства старых памятников.

Вандализм, он, вообще-то, начался не в наши дни. В номере «Новгородской правды» за 15 июля 1990 года есть публикация «Волокита и Ко» — обзор писем, давно и основательно забытый жанр. Среди прочего — краткий рассказ, как пожилая новгородка Евдокия Клементьевна Миронова одиноким ходатаем обивает пороги властных кабинетов, чтобы спасти погост от... огородников. «Кости с грядок выкапывают и выбрасывают», — вот что было. В итоге горисполком привлек нескольких человек к административной ответственности. С формулировкой «за разработку земли в охранной зоне». О ту пору 13 могил все же оставались нетронутыми.

Кто теперь установит, чьи косточки выдернули из земли любители овощей? Священников, благотворителей храма Воскресения Господня, военных? С точки зрения правоверного коммунизма, все они, само собой, были представителями проклятого прошлого.

На Тихвинском кладбище  не осталось ни одного полностью сохранившегося памятникаКрест и звезда
Только в отношении военных даже эта идейная безыдейность не проходит.

— Есть данные, что в Великую Отечественную на Тихвинском погосте были захоронены красноармейцы, — говорит член правления Новгородского общества любителей древности Любовь АНТОШЕНКО. — К сожалению, не ко всем архивным документам военного времени пока есть доступ, а имеющаяся информация основана преимущественно на рассказах самих участников боев в августе 1941 года и старожилов, которых сегодня с нами, увы, уже нет.

Сергей Витушкин, бессменный редактор новгородской «Книги Памяти», в документах Ставки Верховного Главнокомандования нашел подтверждение тому, что на Тихвинском кладбище размещался командный пункт дивизии Черняховского. Три дня, с 15 по 18 августа, наши войска в кровопролитных боях против танков и самолетов противника удерживали Новгород, но 19 августа 1941 года вынуждены были отойти за реку Малый Волховец (журнал «Чело», 2006 г., № 2. — В.Д.).

Владимир Андреев, автор книги «Знать и помнить...» (2001 г.), сообщает, что в Воскресенском храме на Тихвинском кладбище находился не только штаб, но и медсанбат. Таким образом, на погосте покоятся останки раненых, расстрелянных фашистами советских солдат и офицеров, павших при обороне Новгорода.

И областной архив (ГАНО), и управление охраны объектов культурного наследия еще в прошлом году давали «уважаемой Галине Николаевне» ответы в том духе, что не располагают сведениями о наличии воинского захоронения. Про ответ на запрос в центральный архив Минобороны — сведений тоже пока не имеется.

Единственным на сегодняшний день свидетельством о военных захоронениях августа 1941 года остается крест с именем военного комиссара штаба 28-й танковой дивизии Григория Ксенофонтовича Данченко, установленный на Тихвинском кладбище сравнительно недавно.

Зато есть прямое указание на то, что на Тихвинском кладбище, возможно, похоронены солдаты Первой мировой войны. Так, в выходившем до революции «Волховском листке» за декабрь 1914 года имеется сообщение о решении Новгородской думы прирезать к кладбищу участок для захоронения умерших в новгородских лазаретах.

Время возвращать кирпичи
Храму повезло несравнимо больше, чем погосту. В 1966 году церковь была поставлена на государственную охрану. Благодаря старшему архитектору Новгородской специальной научно-реставрационной мастерской Леониду Красноречьеву, разглядевшему в ней черты трапезной XVI века. В ином свете предстал памятник, «второстепенность» которого обусловливалась уже тем, что он — не изначальный Воскресенский храм, который обрушился в период шведской оккупации в 1617 году, а церковь Николая Чудотворца — переосвященная и не единожды ремонтировавшаяся и перестраивавшаяся. Трапезная, переданная узлу связи в 1946-м в качестве «кирпичной коробки», использовалась под жилье, потом — под контору. После открытия Красноречьева церковь планировали восстановить, но под туристические нужды. Между тем товарищи дачники продолжали разбирать ее по кирпичику.

Реально реставрация началась, как ни удивительно, в 1990-е. Снаружи формы храма возобновлены полностью. Внутри дальше реставрации свода дело не пошло.

Общественная инициатива по возвращению храма в лоно Православной церкви осталась и вовсе в начале пути. Еще в 1990-м канцелярия Московской Патриархии пояснила Евдокии Мироновой, что «для открытия церкви необходимо зарегистрировать в органах местной власти общину верующих не менее 20 человек, которой и будет передан храм». Такие рекомендации можно давать и теперь.

Реставрацию никаким субботником не завершишь. Военный мемориал, даже сняв с помощью архивов все вопросы о том, когда и какие были погребения, тоже не просто возвести. Так что, оставить все, как есть? На попечение женщин, пытающихся по мере своих скромных сил хоть как-то компенсировать нашу охранительную немощь. И побуждения частных лиц, занятых поиском объективной информации о том, что происходило на Красном поле в веке XX? Между тем в будущем году — 100-летие начала Первой мировой войны. Еще через год — юбилей самого Воскресенского монастыря.

Фото автора