Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Путевой обход

Слушания по поводу отмены поездов становятся традиционными

Жители населённых пунктов области, лишившиеся связи с большой землей из-за отмены в январе электричек и поездов, не желают мириться с положением отшельников

Решение о сокращении на территории Новгородчины в 2014 году размеров движения железнодорожного транспорта пригородного сообщения было вынужденным.

И далось оно правительству области не просто. Неоднократно представители региональных органов исполнительной власти и ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) садились за стол переговоров, обсуждая и объем пассажирских перевозок, и затраты нашей области на бесперебойное транспортное сообщение, и даже в суде стороны отстаивали свои позиции.

— До 2012 года из бюджета региона на компенсацию убытков пригородных перевозок пассажиров ежегодно направлялось 10,5—13,5 млн. рублей. И этот размер выделяемых сумм компания-перевозчик — ОАО «СЗППК» — не оспаривала, — объясняет заместитель губернатора Новгородской области Юрий МАЛАНИН. — Однако после утверждения Федеральной службой по тарифам РФ новой методики, по расчетам перевозчика, затраты нашей области резко возросли — в 2012 году до 339,2 млн. рублей, в прошлом — до 325,8 млн. рублей.

В 2013 году из региональной казны на компенсацию убытков пригородных поездов было выделено 86,8 млн. рублей. Но ОАО «СЗППК» в одностороннем порядке приняло решение о сокращении с 19 сентября размеров движения пригородных поездов, курсировавших по территории Новгородчины, мотивируя это частичной, а не полной оплатой нашим регионом выставленных счетов. Правда, тогда, по осени, на переговорах удалось-таки уговорить железнодорожников до конца года делать пусть и не каждый день, но все те остановки на станциях в районах области, что и раньше.

Но перемирие было временным: в планах «СЗППК» на 2014 год значилось получить с нашего региона 581,2 млн. рублей! В случае же отказа вообще закрыть у нас пригородное движение.

— В целях недопущения ограничения транспортной доступности в конце октября создали рабочую группу, — продолжает Юрий Маланин. — Была проделана огромная аналитическая работа: изучены маршрутные сети железнодорожного и автомобильного транспорта в пригородном сообщении, финансовые показатели и результаты деятельности перевозчиков, рассмотрены предложения органов местного самоуправления, автобусных компаний.

В итоге было решено в 2014 году обеспечить перевозку пассажиров на 7 маршрутах 11 парами поездов против 31 пары на 15 направлениях в 2013 году. А там, где электричек больше не будет, перейти на автобусное сообщение.

Мяковцы пока не в курсе, перед каким судьбоносным выбором их собираются поставить власти: без сложностей они смогут добираться либо за официальными справками, либо на богослужение в церковь, поскольку одно находится в противоположной стороне от другого

Рельсовые войны
Но жизнь, а точнее — жители отрезанных от  мира  поселений внесли и продолжают вносить в этот график коррективы.

Первая партия электричек исчезла аккурат после новогодней ночи — 1 января, вторая — под старый Новый год, 13 числа. И уже в конце месяца во всеуслышание о своем несогласии с сухим транспортным пайком заявила Малая Вишера, где, по самым скромным подсчетам, ежедневно на работу в Питер и вечером назад домой ездят полторы тысячи человек. Нет, электропоезда из Малой Вишеры до Северной столицы ходят, но, во-первых, их стало меньше, а во-вторых, график их движения не удобен для людей. А в Любытинском районе как-то так забыли про обитателей более 100 деревень, куда автомобильные дороги и не вели никогда и жители которых всегда ездили только на локомотиве по железке. А его отменили…

В департаменте транспорта и связи Новгородской области успокаивают. Говорят, что утвержденный и согласованный с ОАО «СЗППК» график движения поездов подлежит корректировке. Что сейчас ежедневно порядка 50 жалоб от граждан из разных мест поступает. И что все они рассматриваются. Так, после обращений маловишерцев поменяли на более удобное время отправления электричек. Решился вопрос и по Любытинскому муниципалитету. Но при этом в департаменте заметили, что рокировка с поездами возможна, но основная нагрузка по доставке пассажиров бывших ж/д станций, как ни крути, ляжет на районные автобусные парки.

А вот в этом-то вопросе, как выяснилось, далеко не все муниципалитеты разобрались.

Призрачный «пазик»
Железнодорожная станция Мяково, расположенная недалеко от границы Солецкого и Волотовского районов, как и множество других крошечных населённых пунктов в Новгородской области, попала под раздачу РЖД. Единственным способом выбраться её жителям на «большую землю» был тепловоз Дно — Старая Русса, курсирующий между Псковской и Новгородской областями. Отменить его из-за нерентабельности железнодорожники пытались несколько раз. С нового года поезд ушёл окончательно. Правда, только от населения. Линия продолжает действовать для рабочих, обслуживающих железнодорожные пути.

В конце января на заседании правительства области, где рассматривалась и пассажирская тема,  прозвучало, что транспортная доступность жителей Солецкого района полностью обеспечивается автомобильным транспортом общего пользования. И что дополнительно открыт новый маршрут Волот — Сольцы с заездом в деревню Мяково.

Однако прошёл месяц, а никакого общественного транспорта жители деревни так и не увидели. Выкручивались кто как мог. Пенсионерки, желающие выехать в Волот по своим надобностям, кидались в ноги проводницам поезда с мольбой, чтобы их подвезли. Студентам старорусского училища после зимних каникул, проведённых в родной деревеньке, чтобы вернуться к месту учёбы, пришлось топать почти семь километров до ближайшей остановки, а потом ловить попутки.

От большой дороги до деревни Мяково около 7 км— Мы оказались словно отрезанными от всего. Можно, конечно, дойти до остановки, но автобус выходит не всегда. Постоишь, и обратно домой, — пожаловалась в редакцию «НВ» староста деревни, библиотекарь Светлана ГАЛЬГОВА.  — В деревне проживают около 50 человек. Действует магазин, регулярно приходит автолавка из Волота. За детьми приезжает школьный автобус. Но хотя бы раз в неделю нам нужно обеспечить выезд в районный центр. Дорога в деревню вполне сносная. Фельдшер регулярно наведывается, и если кому-то станет плохо, «скорая» приедет.

Как прокомментировал заместитель руководителя департамента транспорта и связи Новгородской области Владимир КАРПУНИН, де-юре автобусный маршрут в Мяково существует. Что касается того, когда же по нему будут в реальности ездить пассажиры, ответил, что скоро. Почему до сих пор не организовано автобусное сообщение до Мякова? Оказывается, что прежде требуется провести общественные слушания по вопросу, какой график движения будет для местных жителей предпочтительней. И буквально на днях состоится сход граждан.

Процедура эта, конечно, покажется ненужной — просто пустите автобус, без всяких условностей. Но в случае с потенциальными пассажирами из Мякова, как уверяют местные и областные чиновники, без народного голосования не обойтись.

Деревенька хотя и числится за Солецким районом, проживающие в ней, большинство из которых пенсионеры, относят себя к волотовским. Исторически так сложилось. Добраться из Сольцов до Мякова можно, только проехав через чужую территорию. Какой из районов возьмёт на себя транспортные издержки в связи с новой линией? Вопрос для обеих администраций принципиальный.

— Скорее всего, до Мякова будет продлён маршрут Сольцы — Выбити. Автобус будет курсировать два раза в неделю, приезжать в деревню он будет утром и вечером, — сообщил глава Солецкого района Юрий СЫЧЁВ. — В настоящее время тем, кому надо выехать в Сольцы, администрация Выбитского сельского поселения может предоставить служебную машину.

А если нужно в Волот, кстати, до которого в отличие от Сольцов дорога в два раза короче, чтобы, например, зайти в аптеку или купить то, чего на полках райповского магазина нет? То с этой просьбой, по словам Юрия Сычёва, лучше обращаться в соседний Волотовский район. Но его руководитель Александр ЛЫЖОВ скептически отнёсся к тому, что будет организован ещё один выезд:

— Рейс заведомо будет убыточен. Люди на сходе должны определиться, куда им лучше организовать маршрут — в Волот или в Сольцы.

Сами же мяковцы пока не в курсе, перед каким судьбоносным выбором их собираются поставить: без сложностей они смогут добираться либо за официальными справками, либо на богослужение в церковь, поскольку одно находится в противоположной стороне от другого. А главы районов, похоже, не очень обеспокоены поиском компромисса.

Все на том же заседании регионального правительства было отрапортовано, что практически все отменённые пригородные железнодорожные маршруты заменены автобусными. Присутствовавшие руководители районов при этом не задали ни одного вопроса, не выступили ни с одним предложением.

Безусловно, налаживание автобусного сообщения требует времени и обсуждения с населением. Настораживает другое, что спустя недели люди в Мякове остаются в неведении не только расписания нового рейса, но и сроков, когда же его наконец-то запустят. И не де-юро, а де-факто!

Первая партия электричек исчезла после новогодней ночи — 1 января, вторая — под старый Новый год, 13 числа. И уже в конце месяца во всеуслышание о своем несогласии с сухим транспортным пайком заявила Малая Вишера

Станция Вылезай-ка
Если до Мякова автобус лишь на бумаге существует, то до деревни Тулебля Старорусского муниципалитета рейсы имеются, но график их движения не устраивает селян.

Тот самый локомотив Старая Русса — Дно, из-за отмены которого пострадали обитатели солецкой деревушки, останавливался и в Тулебле. 

В середине января «НВ» интересовались у чиновников районной администрации, как обстоит дело с доставкой пассажиров. Начальник отдела транспорта, энергетики и связи профильного комитета Татьяна АБДУЛИНА сообщила, что проблем нет, потому как нет в районе населенных пунктов, сообщение с которыми поддерживается только по железной дороге, все деревни охвачены автобусами. Добавила еще, что когда осенью решался вопрос об отмене локомотивов, на местах проводился анализ потребности жителей, который показал, что в основном тулебельцы пользуются поездами. Но туда и автобус пущен, да и рабочий «подкидыш», развозящий путейцев по объектам, подбирает гражданских.

На прошлой неделе по пути в Старую Руссу мы решили завернуть в Тулеблю… и попали на сход граждан как раз по поводу отмены поезда. В здании местного ФАПа собралось много народа, и все возмущались.

— Никто нас осенью не опрашивал, не предлагал никакие другие варианты проезда взамен поезда, — говорит Нина МИХАЙЛОВА, специалист администрации Великосельского поселения, к которому и Тулебля относится. —  Это я и как житель деревни говорю, и как сотрудник органа исполнительной власти. Решение принималось без учета нашего мнения. А ведь Тулебля — большая деревня: 580 человек прописано, из них около 200 — работающие люди, большинство из которых трудятся в Старой Руссе. А еще дети ездят на учебу в райцентр…

Было время, когда поезд Старая Русса — Дно за день в каждую сторону дважды проходил, всегда останавливаясь на станции Тулебля. Потом поезд стал раз в сутки тормозить на полустанке, а теперь вот и вовсе тишина. Местные жители с горечью говорят, что пора официальное название — станция — отменять: железка есть, а движения по ней нет.

Как же люди сейчас добираются до места работы и учебы?

— В первую неделю после отмены пассажирского локомотива деревенских довозил по утрам рабочий «подкидыш», — продолжает Михайлова. — А потом, видимо, приказ железнодорожники получили — проводница посторонних перестала впускать в вагон. Сейчас по утрам люди едут в город на рейсовом автобусе, проезд в котором, к слову, на 50% дороже, чем был поездом. А вот вечером возвращаться им не на чем, так как автобус из Руссы идет к нам в три часа дня. И все. 

По словам главы Великосельского поселения Николая ХАРИТОНОВА, жители деревни составили письмо в районную администрацию со своими предложениями. И записались к губернатору области Сергею Митину, который в ближайшее время планирует провести прием граждан в Старой Руссе. Просят тулебельцы пускать рейсовые автобусы к ним три раза в день, ведь должны же селяне еще и в больницу на прием к узким специалистам как-то попадать, другие дела решать в райцентре.

Ж/д станции Тулебля впору изменить свой статусА пока суд да дело, люди доезжают до деревни Великое Село: там перекресток разных автомобильных направлений, и автобусов много проходит. И оттуда уже пять километров пешком топают до Тулебли. Дети и старики — тоже.

Заключение
При подготовке этого материала мы обзвонили еще несколько районов. И в Успенском поселении Чудовского района отмена электричек негативно сказалась на людях, и в Грузинском. Но есть и положительный пример: станция Рогавка, что в Новгородском муниципалитете, заранее подготовилась к исключению из списка поезда Великой Новгород — Новолисино. В настоящее время, как говорят местные жители, автобус в рабочие дни четыре раза в сутки ходит. Да еще маршрутка бегает.

График транспортного обслуживания жителей области в течение года будет меняться с учетом поступающих с мест предложений. И этот процесс уже идет. Главное — никого из пассажиров не забыть…

Людмила ДАНИЛКИНА,
Анна МЕЛЬНИКОВА

Фото Владимира МАЛЫГИНА
и Надежды ФУФИНОЙ