Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Триптих Верюжского

Фабрика простаивает без малого год. И, видимо, заработает не раньше, чем поменяется вывеска (на снимке)

При отсутствии социальной ответственности наступает криминальная

Четвертый месяц Василий Верюжский, глава АПК «Рубеж», бывший или все еще миллиардер, сидит в СИЗО, проводит время в размышлениях и беседах, имея в собеседниках следователей. А ведь было время, его интервью публиковались открыто.

«... — Василий Васильевич, как чувствует себя «Рубеж» на новгородской земле?

— Если отвечать коротко, то прекрасно...».

Это 2010 год. Инвестор, выкупивший проблемные новгородские птицефабрики, готовился к новым свершениям по развитию агропромышленного комплекса. Планировал построить новый  птицекомплекс мощностью 3,75 млн. голов бройлеров в год. Но не осилил управления даже тем, что было построено задолго до него. Уже с 2011 года начались задержки по зарплате, от чего в особенности страдал коллектив птицефабрики в Божонке, насчитывавший без малого 800 человек. В апреле 2013-го людям вообще перестали платить. В октябре Верюжского задержали. Многомиллионные долги по зарплате — раз. Преднамеренное банкротство — два. Мошенничество при получении выплат (субсидий) — три. О том, как теперь, имея такой уголовный триптих, он чувствует себя на новгородской земле, лучше не спрашивать.

Плоды воспитания
На прошлой неделе инвестор-арестант сам напомнил о себе. Верюжский осознал, что он может и должен погасить 70 млн. рублей долга по зарплате и даже представил документы о зачислении денежных средств на депозитный счет. Об этом сообщила пресс-служба Следственного управления СК России. Отметив, что перемена произошла в том числе благодаря «разъяснительной работе».

Бывшие работники ООО «Птицефабрика Новгородская» теперь надеются, что хотя бы эти слова не разойдутся с делами. Накануне выхода в свет этого номера «НВ» они еще не получили своих честно заработанных денег.

Какую еще пользу Верюжский мог бы принести АПК области? Очень большую. Причем для этого даже делать ничего не надо: надо только отойти в сторонку, уступить дорогу тем, кто в состоянии реанимировать производство. В августе 2013-го губернатор Сергей МИТИН обращался к нему с предложением о частичной продаже активов птицефабрики другому инвестору — ООО «Белгранкорм». «Однако В.В. Верюжский категорически отказался пойти на этот шаг, ссылаясь на какие-то другие варианты. Он заявил, что самостоятельно изыщет средства, договорится со Сбербанком и фабрика начнет работать», — отметил в своем блоге Сергей Герасимович.

Видимо, Василий Васильевич все еще продумывает «другие варианты». Напряженная работа ума, к сожалению, оттягивает срок перезагрузки фабрики, которая для жителей Божонки, всего Новоселицкого сельского поселения не менее важна, чем погашение долга по зарплате.

В ходе проверок вскрылось и нецелевое использование бюджетных средств — 36 млн. рублей субсидий, полученных в качестве финансовой помощи на возмещение части расходов по оплате процентов по кредитам

На чистом энтузиазме
— Для нас это — градообразующее предприятие, — говорит глава поселения Александр ГУРКОВ. — Администрация, две школы, два детсада, хлебозавод — вот и все рабочие места. Фабрика стоит — нет отчислений в бюджет, нет возможности участвовать в программах софинансирования для газификации, ремонтов и т.д.

Александр Васильевич убежден, что люди, вынужденные искать работу в других местах, вернулись бы. Найти достойный заработок на стороне трудно, а небольшая зарплата, учитывая необходимость тратить деньги на проезд, вообще лишает смысла трудоустройство в городе.

Кроме того, фабрика для Божонки и немалой части центра поселения — Новоселиц — это еще и вода. На ее территории расположен водозабор, от которого запитаны жилые дома и учреждения. К счастью, он продолжает функционировать. На чистом энтузиазме или, если хотите, патриотизме тех двух десятков человек, которые там трудятся, не получая зарплаты. Примерно столько же человек обеспечивают охрану предприятия. При точно таком же материальном интересе. Работают за себя и за «того менеджера». Хотя последний исполнительный директор фабрики (кстати, за несколько лет на этой неуютной должности перебывало 15 человек) еще 1 ноября, вроде, всех их уволил.

Трижды банкроты
Божонке хронически не везет. До «Рубежа» там командовал «АПК Великий Новгород» господ Беломестновых.

— После них вообще ничего не осталось. Унитазы и те куда-то увезли, — рассказывает Валентина СЫСОЕВА, птицевод с более чем тридцатилетним стажем.

Валентина Петровна — из кадровых рабочих, переживших все три фабричных банкротства. Наименее болезненным, с ее слов, было самое первое.

— С государством хорошо расстались, всю зарплату нам выплатили и маленьких цыплят раздали на выращивание. Беломестновы так и не рассчитались полностью по зарплате. И колбасой ее под конец выдавали, и цыплятами, все равно недодали. А в этот раз вы бы видели, как все закрывалось! Столько яйца было в инкубаторах — со слезами выбрасывали. Лучше бы продали, вывелись бы цыпочки.

Были установлены сделки на общую сумму 820 млн. рублей, которые на протяжении трех лет плавно подводили птицефабрику к банкротству

Если возродится производство, Сысоевы, скорее всего, вернутся туда всей семьей — и муж Валентины Петровны там работал, и двое дочерей.

— Только бы на этот раз ничего не разбазарили, — говорит она.

С охраной, вроде, строго. По крайней мере нам, журналистам «НВ», и протекция главы поселения не помогла. Дальше шлагбаума на пути к птицефабрике не продвинулись. Охранница связалась с кем-то по телефону, доложив о визитерах. «Здесь нет никого из руководства!». Связь — громкая, ответ — отрицательный.

— А то я не знаю, что никого нет, — Елена ЕМЕЛЬЯНОВА оборачивается к нам. — Я и раньше их не видела, а теперь-то откуда им взяться.

Тоже работала птичницей. Вспоминает, что поначалу, когда фабрикой занялся «Рубеж», было нормально: «Тысяч двадцать можно было заработать». И потом, оборудование было установлено новое. Можно сказать, вторая жизнь у фабрики началась, из разрухи поднялась. Нет, опять те же грабли. С чего вдруг начальство постоянно на них наступает?

С небес на землю
Василий Верюжский со товарищи основал агрофирму еще в 90-е. К началу 2000-х это уже была группа компаний, обеспечивавшая 10–12% российского импорта мяса. Времена меняются, пора было вспомнить и о внутреннем производстве продукта. И в 2005-м АПК «Рубеж» выкупил две птицефабрики в Псковской области. Кредиты, модернизация, кратковременный подъем, наращивание объемов производства и крах. Все, как и в нашем новгородском случае.

По некоторым данным холдинг, обещая необыкновенный подъем птицеводства, уже был должен банкам 16 млрд. рублей. «Рубеж» крупно потратился на строительство крупнейшего в Европе холодильного дистрибуционного центра — 75 млн. долларов. Почти втрое больше просто потерял в связи с резким спадом импорта мяса. Его главные активы — компании-импортеры оказались на грани банкротства, возможно, поэтому АПК начал изымать оборотный капитал у псковской и новгородской птицефабрик. Естественно, начались просрочки по зарплате, а также платежей за электроэнергию и газ.

Но как на самом деле повлиял на бизнес Верюжского мировой кризис, какие ошибки были допущены им самим и компаньонами (в прошлом году на совещании в полпредстве говорилось о многолетнем неэффективном менеджменте АПК «Рубеж») — оставим это бизнес-аналитикам. За просчеты в экономике в СИЗО не определяют. За преступления — да, могут.

Последний рубеж
— С начала 2013 года выплата заработной платы работникам птицефабрики в Божонке была под постоянным контролем, — рассказывает заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Сергей СОЛОДУХИН. — В апреле прокуратура объявила предостережение гендиректору АПК «Рубеж» Дилшоду Ахмедову. Буквально тут же генеральным становится Верюжский, а Ахмедов — его заместителем. Само производство перерегистрировали в Санкт-Петербурге.

На должности исполнительного директора фабрики «Новгородская» за несколько лет перебывало 15 человек. Последний из них ещё 1 ноября уволил всех, в том числе и себя

Партнеры явно стремились скрыться в тени от припекающего внимания правоохранительных органов. К маю в Божонке не осталось ни одной курицы. 10-го числа «Рубеж» объявил о приостановке предприятия. Потом  пошла процедура сокращения штатов.

Убегающий инвестор сделал все, чтобы им занялись по полной программе. Были установлены сделки (общая их сумма — 820 млн. рублей), которые на протяжении трех лет плавно подводили птицефабрику к банкротству. Например, переводя на нее долги сторонних организаций. В ходе проверок вскрылось и нецелевое использование бюджетных средств — 36 млн. рублей субсидий, полученных в качестве финансовой помощи сельхозпроизводителю на возмещение части расходов по оплате процентов по кредитам. Как оказалось, даже от ликвидации поголовья птицы самой фабрике ничего не перепало. Деньги, вырученные от продажи мяса, никто и не подумал потратить на выплату заработной платы. Кроме того, перед фабрикой были в долгу покупатели, причем эти фирмы, предположительно, подконтрольны АПК «Рубеж».

Как погашение долга по зарплате может повлиять на личные перспективы Василия Верюжского, если ему инкриминируют серьезные статьи УК? Может, он рассчитывает на изменение меры пресечения. Вот партнер по бизнесу Ахмедов сразу изъявил желание сотрудничать со следствием, поэтому пользуется преимуществами свободного человека.

*   *   *

На посту охраны бездействующей фабрики висит объявление, предупреждающее о том, что на объекте запрещены не только видео и фотосъемка — даже зарисовки нельзя делать. А сами вон что нарисовали.

Владимир МАЛЫГИН (фото)