Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Невероятно, но факт

Валидаторы в городских автобусах ещё не скоро заменят кондукторов

Чем больше в Новгороде автобусов, тем дороже на них ездить

В народе март называют «протальником», «грачником». По календарю пассажирских перевозчиков в Великом Новгороде первый весенний месяц 2014-го станет экспериментальным.

Руководство автобусного и троллейбусного парков будет изучать спрос новгородцев на резко подорожавшие проездные и разовые билеты.

Напомним, с 1 марта стоимость общего проездного — 1 100 рублей (было 850),  школьного — 500 рублей (370), пенсионного и студенческого — 700 рублей (530 и 500 соответственно). Цена одной поездки при покупке в автобусе — 20 рублей (было 16). Единый социальный проездной билет (ЕСПБ) подорожал еще 1 января и сейчас стоит 500 рублей против 460 в 2013 году.

Кто в ответе за ЕСПБ?
Среди причин повышения чиновники называют, как правило, стандартные: растущие расходы перевозчиков на топливо и обслуживание подвижного состава, большую изношенность техники. По данным правительства Новгородской области, все городские троллейбусы полностью амортизированы, износ автобусов у разных перевозчиков — от 50 до 70%. Прошлогодний скачок цен на дизельное топливо и электричество ударил по всем бизнесменам в стране.

Кроме того, затраты транспортников на перевозку льготников — владельцев ЕСПБ компенсируются из бюджета не в полном объеме.

Заместитель губернатора Юрий МАЛАНИН на пресс-конференции, посвященной теме пассажирских перевозок в Новгороде, признал, что проблема имеет место быть.

По словам Олега АНИСИМОВА, директора  двух предприятий — «Автопрокат» и «Автотранспортное предприятие № 3», обслуживающих шесть городских маршрутов, приходится через суды взыскивать деньги за федеральных и региональных льготников:

— По итогам 2013 года мы еще не подавали иски, а за 2012-й по судебному решению удалось получить из областного и федерального бюджетов около 20 миллионов рублей. Эти средства сразу же пошли на выплату налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд.

Но, по словам Анисимова, начиная с этого года процедура возмещения расходов за проезд отдельных категорий граждан усложнится. Внесены изменения в областные нормативные акты, согласно которым на региональном уровне установлено 30 базовых поездок в месяц для владельцев ЕСПБ. Расходы за них будут компенсировать, то есть возвращать перевозчикам деньги. Но ведь многие пенсионеры, особенно в дачный период, ездят куда больше.

И тебя посчитали…
По мнению Юрия Маланина, чтобы вести предметный разговор о выпадающих расходах, необходим строгий учет всех категорий пассажиров. Такового сейчас нет:

— Два года назад инвесторы из Санкт-Петербурга предлагали мэрии за свой счет с отсрочкой оплаты на несколько лет оборудовать автобусы валидаторами, позволяющими по проездным документам определять все категории пассажиров, в том числе льготников, школьников, студентов, пенсионеров. Тогда речь шла о 30–40 миллионах рублей, которых, как утверждали инвесторы, достаточно, чтобы перевести весь общественный транспорт Великого Новгорода на электронную систему учета пассажиропотока. Но городские власти и по сей день не приняли решение…

Олег Анисимов обеими руками за валидаторы. Но внедрять их нужно всем автобусным предприятиям сразу. Электронная система должна быть единой. При этом контролем за тем, как она используется, и анализом информации должна заниматься независимая от транспортников организация. Потому решение необходимо принимать на городском уровне, а не в каждом отдельном ПАТП.

— Конечно, предприятиям не возбраняется, если они найдут средства установить валидаторы на автобусах за свой счет, — говорит Анисимов. — Но любая электроника может при желании быть настроена как угодно, то есть недобросовестный перевозчик возьмет да и накрутит, скажем, лишних льготников себе, чтобы потом выставить региональному правительству счет побольше. Сейчас в Петербурге разразился скандал именно из-за подобных махинаций. Чтобы этого избежать, закупать и устанавливать аппаратуру и контролировать деятельность аналитиков должна, как нам кажется, мэрия.

Начальник управления по транспорту и связи администрации Великого Новгорода Игорь ПОПОВ сказал, что в 2015 году специалисты, возможно, проведут исследование в салонах автобусов, чтобы понять: какова средняя протяженность поездок горожан на общественном транспорте, сколько пользуются месячными проездными билетами, сколько — разовыми. Что касается валидаторов, то, по словам Попова, планы по переходу на электронный учет пассажиров у мэрии есть. Но даже приблизительный срок реализации такого проекта чиновник назвать не смог. Кстати, почему «исследование» намечено на 15-й год — неизвестно. Неужели готовиться будут почти год? Это больше похоже на уловку. Дескать, отвяжись...

Уплотнить пассажиров
Впрочем, кроме повышения платы за проезд нас ждет еще и оптимизация движения автобусов, троллейбусов и маршруток.

По мнению Юрия Маланина, непозволительную роскошь разрешили себе пять городских перевозчиков, которые, к слову, 2013 год закончили с убытками. Они выпускают большое количество машин на линии во внепиковое время. Сейчас нередко можно видеть, как автобусы вереницей идут полупустыми по улицам Новгорода.

— Речь идет об изменении графика движения на 10 процентов. В реальности это увеличение интервала выхода на маршруты автобусов всего на одну-две минуты. Для пассажиров это совсем незаметно, — объясняет Олег Анисимов. — Что это даст перевозчикам? Из дневной цепочки уйдет один автобус. И так на всех линиях, которых коснется корректировка. Экономия однозначно будет.

Но, по мнению руководителя транспортного предприятия, кроме интервала движения следует еще обратить внимание и на частично дублирующие друг друга маршруты разных предприятий. Сами собой они появиться не могут — их открытие и график перемещения автобусов утверждаются мэрией. «Я понимаю: для горожан чем больше автобусов, тем лучше. Сейчас в Великом Новгороде общественный транспорт ходит часто, практически без сбоев. Но пассажиров больше не становится. Значит, и в салонах людей немного, особенно в дневное время. Когда планировался к вводу маршрут № 33, практически полностью, за исключением небольшого ответвления, накладывающийся на движение наших автобусов по одному из направлений, я представлял в мэрию обоснование нецелесообразности такого решения. Но мои доводы не приняли», — аргументирует свою позицию Анисимов.

В мэрии утверждают, что процесс оптимизации графика движения уже запущен и увеличение интервалов выхода с конечной остановки ряда маршрутов пассажиры не заметили. По крайней мере жалоб и обращений по этому поводу не было.

Вместо эпилога
Первые недели марта должны показать, устроили горожан предложенные цены на проездные билеты или нет. Игорь Попов убежден: 1 100 рублей за общий месячный документ — вполне подъемная для людей сумма.

Однако пассажиропоток в Великом Новгороде, по данным статистики, год от года снижается. Так, если в 2008-м перевезено было более 79 млн. человек, в 2011-м — на 10 млн. меньше. За прошлый год число пользующихся общественным транспортом упало до 67 млн. человек.

По словам Анисимова, если клиенты будут отказываться от рейсовых автобусов, придется выкручиваться. Например, выпускать на кольцевые маршруты, большие по расстоянию и времени охвата, так называемые «короткие» автобусы. Да, людям придется — особенно в часы пик — уплотниться, но зато убытки предприятия не будут расти. Горожанам в свою очередь остаётся одно — голосовать рублем.

Владимир БОГДАНОВ (фото)