Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Душа жаждет веры

Храм Пресвятой Троицы. Село Никандрово

В Боровичской епархии возрождается Никандровская обитель

Трудно сказать, что потянуло грибника в этот заброшенный полуразрушенный храм. Верующие уверены: промысел Божий.

То, что он увидел внутри, привело в священный трепет: на кирпичных развалинах в месте, где раньше был алтарь, стояла табуретка, а на ней — свеча перед листком обычного календаря с изображением иконы Владимирской Божией Матери. С иконы обильно истекало миро, наполняя пространство благоуханием. В рушившемся храме «плакала» бумажная икона!

Чудо в день новомучеников
Было это 20 августа 2010 года, в день канонизации новомучеников российских на архиерейском юбилейном Соборе. А грибник вспомнил рассказы местных жителей. Кто-то видел крестный ход монахов вокруг храма с хоругвями и свечами. Многие слышали песнопение, доносившееся из закрытой церкви. А на церковном кладбище были замечены огни, которые «как свечи горят», особенно на месте захоронения Никандра Преподобного.
Здесь в XVI веке преподобный Никандр основал Воскресенский Городноозерский мужской монастырь и подвизался в нём до самой старости. О самом Никандре известно лишь, что он выходец из валдайской купеческой семьи. Когда был канонизирован — нет сведений. Но храм, его могила рядом и каменный крест на ней до наших дней остаются местом паломничества верующих. Многие приезжают, чтобы, посидев на кресте, получить исцеление.

И вот новое чудо — явственное мироточение. Молчать об этом было невозможно… Мироточение продолжалось до 8 сентября — праздника иконы Владимирской Божией Матери, когда по благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Льва настоятель любытинской Успенской церкви священник Владимир Константинов отслужил молебен.

Храм Пресвятой Троицы стоит на возвышенности в селе Никандрово на берегу Городно-озера. Сейчас он почти полностью восстановлен силами благодетелей. Возрождается и монастырь. Только не мужской, как в XVI веке, а женский.

По благословению старицы
В 2010 году здесь поселились три трудницы, что примечательно, все — жители Санкт-Петербурга. А 16 декабря 2012 года они приняли монашеский постриг: монахини Варвара (в миру Ирина Колосова), Екатерина (Ирина Соловьева) и Кира (Елена Алексеева). Как горожанки решились организовать монашескую общину и возрождать монастырь?

— По благословению старицы Антонии, — отвечает настоятельница монастыря мать Варвара. — Мы не могли её ослушаться.

Монахини ещё до пострига почти три года ухаживали за старицей, которая жила на другом берегу озера в деревне Внуто Хвойнинского района. Приезжали из Питера по очереди, отпрашиваясь с работы, или во время отпусков сменяли друг друга. Старица была 30 лет как слепая. Но видела всё духовным зрением.

— В первый раз, когда к ней ехала, боялась встречи. Всё думала, как зайду, как начну разговор? — вспоминает мать Варвара. — Вопросов много было. Муж-то мой в монастырь ушёл, а я сына поднимала… И вот подошла моя очередь. Захожу, а матушка Антония сердито так отвернулась от меня и говорит: «Что ты сейчас только приехала? Я давно тебя жду!». У меня и ноги подкосились. Говорю: «Матушка, вы же меня не знаете, я из Петербурга». А она мне: «Я тебя ещё с вот таких лет знаю!». И показывает рукой рост четырехлетнего ребёнка. «Ты, — говорит, — всё время в белых бантиках ходила». У меня дыхание перехватило, сразу вспомнила, что мама мне действительно всегда только белые бантики и вплетала в волосы. Потом уже, когда я у старицы спрашивала, откуда ей так далеко всё известно, она мне ответила, что у Бога нет времени. Она сразу мне сказала, что буду её келейницей. А в последнее время постоянно «монахой» меня называла и не обращала внимания на мои оговорки, что не монахиня я. Она тогда мне сказала: «Монахиня — ты. Бог так тебя видит. Как муж твой монахом стал, так и ты — монахиней. А то, что пострига пока нет, то человек может ошибаться во времени».

Никандр помогает
Однажды старица Антония и сказала ей, что всю жизнь по благословению Серафима Вырицкого молилась за Никандров монастырь. «Я его вымолила, — сказала она, — а ты, когда я отойду ко Господу, уйду домой-то, будешь открывать монастырь с сестрами. Если меня не послухаешь, будешь валяться по больницам в своем Питере. Воля Божия такая. Тебе другой дороги нет». А ещё говорила: «Одёжа-то моя тут будет, во Внуто, а сама-то я буду в Никандрове».

Так оно и получилось. Старица почила в 2009 году, а в 2010-м её келейницы поселились в Никандрове, в строительном вагончике у храма.

Воды не было, топили снег. Пережили две морозные зимы в этом вагончике. С вечера натопят его, а утром вода в ведре в лёд превращается.

— Печка постоянно дымила. Однажды подъехала к храму машина с питерскими номерами. Вышла пара. Представились Дмитрием и Татьяной. Попросили показать храм. Показали. Мороз был. Мы предложили чаю горячего. Зашли в вагончик. Мы-то привыкли к дыму, а у них глаза слезиться начали. Спрашивают: «Как вы тут живёте?». Никандр, отвечаем, помогает. А ведь действительно мы не страдаем от неудобств. Потом, спустя несколько дней, Дмитрий позвонил нам и сказал, что нам везут новый строительный вагончик. Его жена оказалась художником, расписывает нам иконостас, — рассказывают монахини о своём житие-бытие.

Чтение Священного Писания требует сосредоточенностиПо дороге к Богу
Как горожанки стали монахинями и поселились в такой глуши? Они говорят, что Господь призвал. У каждой — свой путь.

Матушку Варвару в храм привела болезнь. Брак был счастливый, замуж вышла за одноклассника, но долго не могла забеременеть. Стали ездить с мужем по святым местам.

— Мы тогда ничего не понимали и с интересом смотрели на монахов в монастырях. Думали, что их привело сюда? И однажды один из монахов пристально посмотрел на нас и сказал: «Вы тоже будете носить такие же одежды». Нам тогда было по 25 лет, и от неожиданности не знали, что ответить, — вспоминает матушка Варвара.

Ей было 36, а сыну всего пять лет, когда их духовный отец велел мужу идти в монастырь. Они долго недоумевали: как же поднимать сына без отца? И с первого раза не послушали. «Но батюшка мне сказал, что я должна отпустить мужа. Если Господь мужа к себе призывает, значит, Он и отца сыну нашему заменит, возьмёт его под свой покров», — вспоминает она. Перед тем как полностью посвятить свою жизнь церкви, мать Варвара работала заместителем директора в крупном питерском универмаге ДЛТ.

Монахиня Екатерина в миру работала товароведом в «Пассаже». «Всё было у меня, — рассказывает, — любимая работа, достаток. А потом начались с бывшим мужем суды из-за квартиры. Несколько лет судились. Я старалась для сына. А сын погиб. Я осталась одна. Стала ходить в церковь. Правда, был момент, когда я возроптала против Бога. Спасибо духовному отцу. Он сказал, мол, сына у тебя нет, отними от себя Бога, с кем останешься?».

Монахиня Кира в миру была домохозяйкой. Дочь очень сильно болела, это и привело её в храм. Сейчас её дочь Настя тоже живёт здесь послушницей после окончания художественного колледжа. Она — золотарь, звонарь. Кстати, быть послушницей ей пророчила старица Антония, когда Насте было 13 лет и она вместе с матерью ухаживала за старицей.

— Однажды матушка Антония назвала её послушницей. «Я не послушница», — ответила Настя. Старица сразу «поправилась», мол, послушная ты! А матери сказала: сейчас ты за неё в ответе, береги её, а потом другие будут за неё отвечать, — рассказывала настоятельница монастыря.

К кресту животворящему люди идут летом и зимойВместо эпилога
Каждое утро насельницы начинают с монашеского правила, читается канон преподобному Никандру. Вечером кроме вечерних молитв акафист иконе Владимирской Божией Матери.

За время, что они живут здесь, силами благодетелей проведено отопление в храм, поставлена автономная котельная, построен гостевой дом. Живут, как они говорят, по благословению владыки Боровичского и Пестовского Ефрема: «Сейчас он благословил построить трапезную. Но больше всего нам не хватает батюшки, который бы вёл службы каждый день».

Монастырь имеет свой огород, теплицы. Но в основном живёт он за счёт благодетелей из местных жителей и приезжих. Благоустройство монастыря, постройки — всё это результат благотворительности. «Никандр их призывает к себе», — объясняют такие душевные порывы состоятельных и не очень людей сами монахини.

— Благодатное тут место, незаезженное и намоленное. Ведь по летописям Никандр в XVI веке открывал здесь мужской монастырь на месте утраченной древней Воскресенской обители. Сколько веков здесь люди молятся! — говорят монахини.

Время от времени в храме мироточат и благоухают разные иконы. И это можно увидеть и почувствовать воочию. А роспись, которая чудом сохранилась на сводах храма, сама обновляется: явно проступают не только контуры фигур святых, но и проявляются краски, будто с росписями работают реставраторы.

В прошлом году монашеский постриг в Никандровом монастыре с именем Евфимии приняла журналист из Боровичей Алла Васильева. Сейчас к постригу готовятся ещё две прихожанки. Но кроме того, община ждёт трёх послушниц — из Боровичей, Великого Новгорода и Валдая. Никандрова обитель возрождается.

Любытинский район

Фото автора