Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Кто кого воспитывает?

Этот вопрос мне нередко  приходится  задавать  родителям,  которые, подобно нашей читательнице Жанне, жалуются, что «трехлетняя дочка ест только при условии, что ей показывают мультики». Пятилетний крепыш спит только с мамой, и та в растерянности: «Что же делать, я его так люблю, я не могу видеть, как он плачет?!».

«Что мне остается делать, я же не могу допустить, чтобы игрушки были разбросаны по всему дому, а дочка не хочет их собирать, вплоть до истерики, если я настаиваю?!»... 

Ситуации,  в  которых  взрослые  демонстрируют  свою несостоятельность, достаточно часты. Причины, какими бы разными они ни казались, сводятся к одной — недостаточной психологической зрелости родителей, не осознающих в полной мере своей ответственности за ребенка, за его будущее.

Рассмотрим приведенные выше ситуации. Разве инициатива смотреть мультики во время еды принадлежит ребенку? Нет, это вы, Жанна, когда-то решили, что легче накормить малышку, когда она автоматически открывает рот, поглощенная происходящим на экране. Это мама укладывает ребенка в свою постель, «чтобы он не раскрывался», «потому что он боится» (нередко за подобными «причинами» скрывается неосознаваемый уход от сексуальной близости). Это мама решает, что ей «проще самой собрать игрушки, чем сто раз повторять, нервничать…».

Уважаемые родители, не обманывайте себя! Любить ребенка непросто. Гораздо сложнее уложить малыша в его кроватку, посидеть с ним рядом, пока не уснет, вставать к нему, если проснется среди ночи. Легче самой  накормить  ребенка, чем учить его пользоваться столовыми приборами, правильно вести себя за столом. И задачку легче самой решить, и заданную картинку нарисовать…

Да, сегодня кажется, что так проще. Но что дальше? Не желая того, вы, Жанна, провоцируете развитие у дочки зависимости от экрана (телевизора,  потом  компьютера).  Женщина, укладывающая ребенка в свою постель, рискует нарушить не только свои отношения с мужем, но и сексуальное развитие ребенка. Выполняя за ребенка его работу, вы препятствуете развитию у него необходимых умений, навыков, ответственности.

Воспитание — сложный процесс, одной из  составляющих  которого  является  необходимость устанавливать определенные ограничения для ребенка. Все понимают, что малышу запрещают  брать  спички, острые, мелкие, бьющиеся предметы, не позволяют включать электроприборы в целях его физической безопасности. Поверьте, для психологической безопасности тоже необходимы рамки. Отсутствие запретов не делает ребенка свободным, но вызывает у него ощущение неуверенности, тревоги.

Разве  мы, взрослые, не чувствуем себя увереннее, когда к нам предъявляются четкие требования (на работе, например), когда законы не меняются каждые полгода (кредиты, налоги и т.п.). Необходимость соблюдать определенные правила, разумные, не зависящие от настроения родителей, дают ребенку ощущение стабильности, уверенности. В рамках требований и правил ребенок чувствует себя более защищенным, и устанавливать эти рамки должны родители.

При этом, с одной стороны, их следует постепенно расширять, учитывая возраст (разрешить пользоваться иголкой, ножницами, спичками…). С другой стороны, нужно помнить, что в любом возрасте у ребенка возникает потребность проверить, насколько прочны ограничения. И родителям, в интересах ребенка, следует проявлять терпение и настойчивость, чтобы он не мог ломать правила по своему усмотрению.

Станьте взрослее и разумнее своего ребенка, возьмите на себя ответственность за его поведение, и тогда все встанет на свое место.

Уважаемые читатели-родители!

Предлагаю расширить рамки задаваемых вопросов до любых проблем, касающихся взаимоотношений в семье, в том числе и между супругами. Тем более что любая из них  (проблем) непременно сказывается на воспитании детей.

Людмила Николаевна ЛОРДКИПАНИДЗЕ,
врач-психотерапевт