Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Краёв не видим

По мнению областной прокуратуры, в регионе сложилась критическая ситуация с размещением отходов

Злободневный вопрос о размещении бытовых отходов нашей жизнедеятельности стал поводом для межведомственного совещания, состоявшегося в понедельник, 31 марта. Была предпринята попытка оценить масштаб проблемы.

Представители власти и различных контролирующих организаций собрались, чтобы обсудить ситуацию, которая, очевидно, далека от благополучной.

Как пояснил заместитель прокурора Новгородской области Константин СОМОВ, на территории нашего региона можно выделить три основные сложности: недостаточное количество полигонов для утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), их несоответствие требованиям закона и обилие несанкционированных свалок, устраиваемых населением.

С последним пунктом все понятно: свалки продолжают спонтанно возникать в местах отдыха и рядом с дачами. Управление Росприроднадзора по Новгородской области занимается их выявлением и ликвидацией, но это в корне положение дел не меняет.

А вот о двух других проблемах стоит рассказать подробнее. Во-первых, сейчас в девяти районах полигоны для сбора мусора вовсе отсутствуют или не функционируют. Во-вторых, некоторые из имеющихся свалок уже переполнены. Речь идет не только о полигоне в Великом Новгороде, который, по мнению прокуратуры, давно исчерпал свой ресурс и должен быть заменен новым, но и, к примеру, о свалке в Боровичском районе. Она продолжает эксплуатироваться, хотя находится в неудовлетворительном состоянии. Так происходит потому, что другого места для вывоза отходов в районе просто нет.

К слову, существует вероятность, что с 1 августа количество полигонов, функционирующих на законных основаниях, еще сократится. С этого дня вступает в силу новый порядок ведения государственного кадастра отходов и ужесточаются требования к местам их размещения. Напомним: сейчас в Новгородской области есть 18 легально действующих полигонов и свалок. Сколько останется к осени, покажет время.

— По официальным данным, в Новгородской области за год образуется полтора миллиона тонн отходов, по неофициальным — примерно в два раза больше, — отметил заместитель руководителя регионального управления Росприроднадзора Юрий ПЕТРОВ. — Если в других странах отходы в основном перерабатывают, у нас их складируют, что сопровождается выбросами загрязняющих веществ в процессе разложения. Мы не решим проблему без переработки мусора. Однако подобного рода бизнес пока не вызывает интереса у предпринимателей. Чтобы он возник, необходима государственная поддержка.

Пока на нее рассчитывать не приходится, но прокуратура намерена инициировать рассмотрение «мусорного» вопроса перед правительством региона. Речь идет не только о поддержке предприятий, перерабатывающих мусор, но и о выделении средств на строительство новых полигонов.

Отдельно обсуждалась ситуация с мусорным полигоном в Новгороде. Уже имеется предписание суда, гласящее, что в течение 15 месяцев должна быть введена в эксплуатацию его вторая очередь. Но городские власти намерены добиваться продления срока, так как к указанному времени успеют лишь закончить корректировку проекта будущего полигона.

— Прежние выводы о степени заполненности полигона основывались на визуальном обследовании, проведенном в 2010 году. На сегодняшний день мы пришли к заключению, что он еще может работать. Проектная мощность нынешнего полигона — около 2,2 миллиона тонн, в данный момент он заполнен на 1,6 миллиона. Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы как можно полнее использовать его возможности, — пояснила заместитель главы администрации Великого Новгорода Марина БЕЛОВА.

У прокуратуры возникли опасения, что после 1 августа, когда вступит в силу новый порядок ведения госкадастра отходов, новгородцы могут остаться вовсе без мусорного полигона: действующий может не вписаться в новые жесткие требования. Однако Марина Белова заверила, что не видит оснований для исключения новгородского полигона из перечня мест легального размещения отходов. Что же касается его второй очереди, работы по вводу планируется завершить в конце 2015 года. 

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА