Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Неправильный батюшка

Судьба храма в Старом Рахине печальна

Крестецкий священник на покое строит часовню и продолжает вести службы

Дату встречи с отцом Анатолием ЛУКАШЕНКОВЫМ из крестецкой деревеньки я не подгадывала специально. То ли по силе обстоятельств, то ли по Божиему промыслу, но наше с ним общение произошло на второй неделе Пасхи.

Праздника, настраивающего на человеколюбивую волну и возвышенные мысли.

Рукоположен патриархом
Знакомство с сельским батюшкой состоялось благодаря вездесущему Интернету. В одной из социальных сетей ему посвящена отдельная страничка, суть которой сводится к следующему: живёт в Старом Рахине священник на покое, строит часовню и очень нуждается в денежных средствах на бурение скважины на воду…

Деревянный высокий дом священника, смахивающий больше на терем, и часовня в поле — первое, что видят гости в деревне. Правда, какие в этих местах могут быть гости? По разбитой асфальтовой дороге в основном перемещаются машины с цистернами Белгранкорма, где производят куриное мясо. Из-за запаха отходов жизнедеятельности птиц, который распространяют большегрузы, тут же морщится нос.

Впрочем, о прозе жизни на тропинке, ведущей к рубленой часовенке, думать не хочется. По крайней мере пока. Увидев нас, отец Анатолий приветствует: «Христос воскресе». Мы в ответ, как и положено: «Воистину воскресе». В простой мирской одежде он похож на дачника. В таком виде разговаривать с нами не желает, спешит в дом, чтобы переодеться в летнюю кремовую рясу. В общем-то понятно, форма и содержание должны соответствовать друг другу.

Более 16 лет отец Анатолий был настоятелем главного в Крестцах храма — Свято-Троицкой церкви. Той самой, что привлекает внимание проезжающих по трассе Москва — Санкт-Петербург. Человеком в районе он был достаточно известным.

В посёлок в 1990 году его направил сам патриарх Алексий, который, кстати, и рукоположил его в священники. Храм в то время находился в ужасном состоянии, даже под овощехранилище его уже не использовали. Беда с ним случилась после реставрации в конце 70-х годов. Именно в тот период времени, когда все церкви вдоль дороги приводились в порядок перед Олимпиадой.

Священник вспоминает, делалось это для видимости, и храму нанесло только вред, поскольку его кровля, сделанная из некачественного материала, быстро прохудилась. К его приезду в Крестцы церкви требовалось длительное восстановление. После шести лет строительных работ её освятили.

Помимо обустройства Свято-Троицкого храма за время служения в посёлке отец Анатолий открыл воскресную школу. Благодаря его усилиям на территории района были построены ещё две церквушки.

Отец Анатолий на покой уходить не собираетсяЕщё рано уходить на покой
Сейчас статус клирика деликатно называется «на покое». А если не кривить душой, то это — изгнание. Пользуясь церковной терминологией, отец Анатолий был выведен «за штат», или, иначе выражаясь, уволен. Что означает, денежное содержание такого священнослужителя епархия на себя больше не берёт. Спасает крестецкого священника заработанная гражданская пенсия.

Он не скрывает, что был снят с должности из-за анонимных доносов, мол, прикарманивает деньги и с прихожанами себя ведёт не так, как надо, заповеди нарушает. Но самым большим проступком оказалось, по его словам, то, что размеры взносов в епархию от его прихода были слишком маленькими. «Ну, прости Господи, это же материализм какой-то», — сокрушается отец Анатолий. Он пытался объяснить, что средства шли на содержание храмов. Однако начальство оправданий не услышало.

Отстранение его от должности произошло в день памяти Царственных мучеников, поэтому и свою часовню решил посвятить им. В тот день он тоже был охвачен страданиями. Первое праздничное богослужение и крестный ход вокруг неё провёл в эту Пасху. Были родственники батюшки, пришли несколько местных жителей. Колокольные переливы из-за отсутствия самих колоколов были заменены звоном бил, смастерённых из кусков шпал. Не совсем по церковному уставу, зато вся округа была оповещена о великом празднике. Анатолий Лукашенков зовёт меня оценить убранство постройки, несмотря на то, что я простоволосая. «Это ничего страшного. Платок нужен на службе», — говорит он в одобряющем для меня тоне.

Пространство часовни светлое и чистое. В иконостасе иконы заменены репродукциями. Простенько, без роскошеств, но со вкусом. Настоящую веру в материальные атрибуты, купола и кресты, ведь не уложишь. А отец Анатолий замечает: «Построена не для показухи».

— В изгнании я решил, что мне надо где-то продолжать служить. Запретить это мне никто не может. Поначалу служба была у меня дома. Появилась идея отремонтировать древний, дореволюционный храм в деревне. Тем более что несколько лет назад чиновники районной администрации и представители Белгранкорма перед народом заявили, что могут помочь в его возрождении, но потом про обещание забыли, — рассказывает он. — Два с половиной года назад начал строить на свои деньги часовню. Сам разработал проект. Средств и пота ушло много. Делал не для себя, а для молитвы. Рахинские довольны. Для верующих важно принимать участие в совместных молитвах.

Вода и сатана 
Отцу Анатолию не привыкать подвергаться остракизму. В своей прошлой жизни, ещё задолго до принятия церковного сана, он окончил престижный Ленинградский электротехнический институт. Готовили на инженера для оборонного завода. В вузе, узнав, что он единственный в потоке из студентов не комсомолец, естественно, стали порицать.

— Но я хитрый, нашёл хорошую отговорку. Комсомольскому руководству приводил аргументы: вот вы боретесь с несознательностью, я последний войду в комсомол, и с кем тогда будете бороться? Ругались сильно, но зато потом больше ко мне не обращались с подобными предложениями, — не без улыбки вспоминает он.

«Перековался», как признался отец Анатолий, когда ему было уже за сорок. О причинах этого не распространялся. Обмолвился только, что сильно заболел. Почти год провёл в Псково-Печёрской обители, благословление получил от самого старца Иоанна Крестьянкина.

Говорить со священником Лукашенковым легко. Его речь не закостенела от церковной книжности. Он не упрекает за незнание молитв, за неосведомлённость в религиозных темах. Более того, свою ситуацию сравнивает с той, что у популярного православного блогера дьякона Андрея Кураева, не боящегося критиковать верхушку РПЦ.

— Многое, о чём он пишет, я могу подтвердить исходя из своего опыта. Есть правила, по которым должна жить Церковь, но многие из них не соблюдаются. Но и о каком-то кризисе внутри неё не стал бы рассуждать. Неидеально было и во времена Древней Руси. Если и есть проблемы, то их надо архиереям решать на Соборах, — дипломатично заявил отец Анатолий. — А враг, который ещё Иисуса Христа в пустыне искушал, ходит среди нас. Верующий его почувствует. Без молитвы его сатана закрутит только так.

В маленькой деревушке с usb-модемом он не чувствует себя отшельником. Интернет даёт ему возможность общаться со своими бывшими воспитанниками из воскресной школы, многие из которых стали семинаристами, быть в курсе политических событий, публиковать свои тексты. В общем-то жизнь даже на полулегальном положении наладилась. И всё бы ничего, но сильно её отяжеляет отсутствие воды.

Для технических нужд запасается дождевой, за питьевой отправляется в магазин или к источникам, расположенным за Рахином. Выкопать колодец священник не соглашается. Говорит, что вода из него всё равно птицефабрикой будет испорчена. Надо бурить артезианскую скважину. Её стоимость 300 тысяч рублей. Такой суммы у деревенского священника нет.

Уныния по этому поводу у него нет никакого, тем более что с точки зрения православия оно является смертным грехом. Уповает на поддержку Господа. «Порой приходит она неожиданно», — воодушевлённо сказал священник. И в качестве подтверждения в тот самый момент, когда небосклон над нами стал безукоризненно чистый, указал на свою опрятную часовенку.

Владимир МАЛЫГИН (фото)