Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Пропащая земля,

Жители Нового Села опасаются, что на их участке появится «вертолётная площадка»

или Почему в деревне Новое Село роют ямы для других

Хорошо ли вам станет, если вы вдруг узнали бы, что ваша прихожая или лоджия выставлены на торги? Глупости, скажете? Ну да, они самые. А что, кругом всё-всё по уму?

Вот и Галина СТЕПАНОВА, имеющая участок в деревне Новое Село Бронницкого сельского поселения, в жизни не подумала бы, что подходящий кусок земли в пределах её забора могут пустить с молотка. Ошибалась Галина Николаевна.

Торг неуместен
В общем, как говорится, письмо позвало в дорогу. Бронница, Прилуки, вот и Новое Село. В поисках улицы Береговой пришлось немного поплутать. Какие там указатели? Какие всеведущие бабушки на завалинке? Не каждый дачник и соседей-то знает.

А места с дачной точки зрения — ничегошенные. Течет Мста. Иногда подтапливает, но такие весны, как предыдущая (хоть рис выращивай!) — большая редкость. Тянутся вверх сосенки. Чтобы еще что-то росло, надо постараться: почва — один песок. Дачники, как трудолюбивые муравьи, наработали себе плодородный слой. Поэтому — теплички, огородики, кустики да деревца. Все как у людей.

И простор какой! Навскидку под 30 соток у Степановой имеется. В метрах тридцати — река. Отдых, вода для полива. Забор, обращенный к реке, стоит в линию с соседскими. Почему же от других никто ничего не пытается оттяпать? Потому, что эти самые другие оформили в аренду те несколько соток, которые можно было прирезать к участкам, не нарушая природоохранного законодательства с установленным размером водоохранной зоны, а Степанова не успела. Успеть, как потом выяснилось, надо было до мая 2012 года, она же подала заявление в администрацию Новгородского района в июне. Думала — чистая формальность. Оказалось, еще один претендент объявился.

И неприятно, и удивительно это очень. Ведь доступа к тем соткам у тех других нет. Впереди — владения Галины Николаевны. Слева и справа все занято. В прибрежной полосе подъезда не предвидится категорически. Одно из двух: либо с воздуха десантироваться, либо с воды.

Концепция изменилась
Но что же такого произошло в мае двухлетней давности? «НВ» обратились с вопросом к председателю комитета по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности администрации Новгородского района Екатерине ШОШИНОЙ. Выяснилось, что районные власти привели порядок предоставления земельных участков в строгое соответствие с Земельным кодексом.

— Раньше не было четко прописано, как обеспечивается публичность, — сказала Екатерина Юрьевна. — Вот уже два года ни одно заявление не рассматривается без предварительного извещения о запросе на тот или иной участок в районной газете «Звезда».

Не отследила Степанова начало воплощения принципа публичности,  незнание же изменений в законах не освобождает от неприятностей. А что чиновники? Почему никто не увидел, что продается «вертолетная площадка»? Тут такая штука.

— Сделать вывод о возможности формирования участка может только кадастровый инженер, а в бюджете 2012 года не были предусмотрены средства на оплату услуг таких специалистов, — пояснила Шошина.

Лишь сравнительно недавно — в январе нынешнего года — заместитель главы администрации Новгородского района Олег ШАХОВ письменно уведомил Степанову Г.Н. об отмене аукциона «в соответствии с тем, что при проведении кадастровых работ ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» было получено заключение об отсутствии доступа к формируемому земельному участку».

Операция «Чужой»
Хеппи энд? Как сказать. Юридически спорный кусок у реки по-прежнему ничей. Да и многомесячная нервотрепка еще не забыта.

Степанову поддержала прокуратура, обнаружив нарушения в действиях властей. Например, как следует из ответа старшего помощника прокурора Новгородского района Ирины ГЕРАСИМОВОЙ, «заявление Исайчевой Н.Е. (то есть «постороннего» претендента на землю. — Авт.) не могло быть принято в качестве заявки на участие в аукционе». И сказано почему: форма заявления не соответствовала требованиям Земельного кодекса, отсутствовало указание на конкретное местоположение испрашиваемого участка. Отмечено также, что Исайчева подала заявление с опозданием — по истечении 10-дневного срока со дня публикации извещения в «Звезде».

С последним в райадминистрации не согласны. Якобы заявление риелтора Исайчевой поступило ровно на десятый день. Только это было в Многофункциональном центре, а уже в земельный комитет оно попало спустя еще два дня.

Хорошо, пусть одним нарушением меньше. Пусть если кто-то и ошибся, то исключительно неумышленно. Несколько слов о возможной цене ошибки.

Если Галина Степанова не оббегала бы все кабинеты, куда только можно обратиться, торг мог бы оказаться все-таки уместен. Ни мост вести с противоположного берега, ни вертолет покупать или хотя бы катер хозяин «тупика» не стал бы. Очевидно, начались бы судебные тяжбы с целью обязания Степановой обеспечить доступ через ее территорию. Чтобы, извините за выражение, обложить человека серветутом (обременением). Теоретически можно так довести, что он вообще участок по дешевке продаст.

Не будем нагнетать обстановку, но все же посоветуем Галине Николаевне обратиться в земельный комитет районной администрации. Ее там ждут — в этом нас заверила Екатерина Шошина. Ничейной земля оставаться не должна, надо искать приемлемое решение.

Не наше дело?
— Мы тоже задаёмся вопросом, зачем выставлять на продажу участки, по которым заведомо будет скандал? — недоумевает глава Бронницкого сельского поселения Екатерина ЕВСЕЕВА.

И каковы в таких случаях действия местных властей? Следует ответ, что земельные вопросы — полномочия района. Еще с 2006 года так. Признаться, в полную отстраненность поселенческих администраций верится с трудом. Но  формально, как ни странно, можно заявлять столь независимую позицию от проблем тех, к кому ты ближе любой другой власти. Хотя едва ли это правильно и полезно. По крайней мере, в глазах местных жителей авторитета не прибавляет.

В конце улицы Береговой по одну сторону — дома, по другую — поля, перелески. По осени перешел дорогу — вот тебе и подосиновички. Однако новосельцы пригласили нас на прогулку туда вовсе не для показа грибных мест. Ландшафт обезображен чередой карьерчиков. Копают не глубоко, но много. Куда идет песок? На подсыпку и строительство дорог: рядом делается планировка площадей под индивидуальное жилищное строительство.

— Это частная земля, — заверили в Бронницкой администрации.

То есть, по мнению местных властей, владелец имеет полное право добывать песок. В самом деле?

Главное — не зарываться
Вернувшись из Нового Села, я позвонил в областное управление недропользования и геоинформации. Начальник управления Николай Трофимов пояснил, что в законе есть послабление: собственник участка вправе произвести выемку верхнего слоя на глубину до 5 метров. С этой отметки начинаются недра, принадлежащие исключительно государству. Однако, даже не превышая заданную глубину, можно вынимать грунт исключительно для собственных нужд. Весьма сомнительно, чтобы к таковым можно было отнести дорогу, необходимую для продажи участков под ИЖС. Тут явная коммерция. И потом, полной свободы насчет копать не существует в принципе. Собственнику тоже нужны экспертизы, согласования. Может, там не просто песок, а охранная зона. Нужны четкие обязательства, чтобы не нарыл ям и ушел, а рекультивировал.

Предприниматель Иван ПИРЕЕВ твердо пообещал «НВ», что все так и будет. Даже лучше, чем было. Большое благоустройство ждет разрастающуюся деревню, асфальт, магазин, лодочная станция. И уж, конечно, на месте забора песка появится симпатичный водоем, который будет полезен всей деревне на всякий пожарный случай.

Если посмотреть на  нынешнюю «систему» огромных ям — сомнения берут. Непросто их будет объединить в одно озерцо или пруд. Но раз Иван Иванович сказал, что после посевной вплотную займется окультуриванием ландшафта в Новом Селе, как не поверить нашему известному и уважаемому фермеру? В конце концов, до критических глубин он явно не дошел. И не факт, что все ямы — его. Это ведь как со свалками: один начнет, тут же появятся помощники.

Вопрос, в сущности, в другом. Законы и нормы не пишут под статус: этому столько позволено, а тому — вот столечко. Бизнесмен, депутат, пенсионер — какая разница? Почему же тогда, как говорит Галина Степанова, ее «два года лицом по столу возили»? Почему в одном случае «нет дела до вас», а в другом — «до того, что вы делаете»?

Владимир МАЛЫГИН (фото)