Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Пешком шагом марш!

Автобусная тема становится уже навязчивой для новгородцев

Депутаты продолжают изучать ситуацию на бывшем ПАТ-2

Напомним, Дума Великого Новгорода в конце 2013 года заслушала критичный отчет городской Счетной палаты о деятельности главного пассажирского перевозчика по новгородским улицам и взяла проблему на контроль.

За это время муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие № 2 незаметно для горожан превратилось в ОАО «Автобусный парк», в котором мэрия пока еще располагает 100% акций.

Впрочем, как знать? Ведь процессы приватизации в городе не настолько прозрачны, чтобы налогоплательщики спали спокойно. А для бессонницы есть повод. В декабре истекает срок аренды 92 газовых автобусов марки «ЛиАЗ», взятых у ООО «Питеравто». Между тем в договоре нет пункта об их возможном выкупе. Да и «Питеравто» тоже не собственник: взяв автобусы в лизинг, оно перепоручило их ООО «ПАТП Великого Новгорода». Такая вот «матрешка»...

19 мая члены комиссии по городскому хозяйству Думы Великого Новгорода вновь заслушали главу Счетной палаты Александра Ломоносова об итогах проверки хозяйственной деятельности ПАТ-2/ОАО «Автобусный парк» в 2011–2013 годах, то есть до акционирования. Многостраничный документ аудиторского отчета обнаружил столько финансовых нарушений и нестыковок, что на оглашение потребовалось достаточно много времени.

Ну, например, убытки предприятия по итогам производственной деятельности в 2013 году составили 100,1 млн. рублей, увеличившись с 2011 года в 3,3 раза. Балансовая стоимость предприятия снизилась на 35%. Предприятие имеет долги перед Пенсионным фондом, фондом ОМС и накопило штрафов почти на 12 млн. рублей. Есть долги и за аренду. В общем, считает Счетная палата, предприятие убыточное и запросто может стать банкротом.

При этом потенциальным банкротом куплены четыре иномарки на 5,5 млн. рублей. А директор Дмитрий Веркин (в должности с 23 июня 2011 года, когда и закрутилась история с арендой) осенью прошлого года заключил договор о предоставлении кредита размером 30 млн. рублей только что образованному ООО «НовТрансГаз». Как он объяснил депутатам, такова была договоренность с ООО «Питеравто». Оказывается, ООО «НовТрансГаз» как-то связано с питерской компанией. И были якобы планы реализовать совместный проект по строительству газозаправочной станции.

Это депутатам показалось странной затеей, если учесть, что аренда заканчивается в декабре и неизвестны перспективы ее продления, а списание газового автопарка неизбежно уже в недалеком будущем (средний возраст автобусов — 9 лет). Но вице-мэр Павел Морозов, на заседании рьяно державший сторону Веркина, заявил, что будет вносить на совет директоров «Автобусного парка» вопрос об инвестировании в газовую заправку.

Думцы же настойчиво напоминали, что арендованная техника после окончания аренды, скорее всего, перейдет к ООО «ПАТП Великого Новгорода», входящему в холдинг «Питеравто». Во всезнающем Интернете о компании мало информации, но и из нее понятно, что «ЛиАЗы» изначально были ей подконтрольны. Может быть, поэтому был так спокоен г-н Веркин, знающий юридическую подоплеку истории с арендой? А пока что депутаты только предполагают, что акционирование «ПАТ-2» было задумано под ООО «ПАТП Великого Новгорода». Депутат Константин Демидов не исключает, что в этом автобусном ребусе имеется банальное злоупотребление служебным положением, в том числе и чиновников мэрии. А выгодополучателем является ООО «ПАТП Великого Новгорода».

Во время обсуждения отчета Счетной палаты депутаты находили все новые факты странного хозяйствования. 11 списанных предприятием автобусов затем продолжали курсировать по дорогам. Директор объяснил, что автобусы находились в рабочем состоянии, они их кому-то там продали даже выше реальной стоимости.

Бизнес такого рода думцы не оценили и задавали новые вопросы Дмитрию Веркину, который отклонял все обвинения в некомпетентности или злом умысле и даже в сердцах вскричал в свою защиту: «У меня лучшие туалеты в городе!». Между тем понять что-то в этом финансовом пинг-понге непосвященному было бы трудно. Потому что надо было вникать в сметы по ремонту кровли, которую потом снесло ветром, но ее, по словам Веркина, восстановили собственными силами, так что без затрат... ООО «Интер-Лайн», ООО «Автотранспортная компания» и ООО «ПАТП Великого Новгорода», с которыми у «Автобусного парка» имеются коммерческие сделки, причем с невыплаченными долгами, являются взаимосвязанными компаниями.

После полуторачасовых прений депутаты пришли к выводу о направлении материалов в прокуратуру и даже в Следственный комитет, а представитель ЛДПР Владимир Данилов подсчитал, что за три года уже выплачен размер аренды, и высказался за расторжение договора с директором «Автобусного парка» Веркиным. Главное же беспокойство думцев: как бы к новому году город не остался без автобусов.

Владимир БОГДАНОВ (фото)