Четверг, 18 июля 2024

Редакция

У последней черты

В группу риска по суицидным настроениям входят больше половины старшеклассников области

К сожалению, попыток подростков свести счеты с жизнью меньше не становится. Когда вижу сообщения о новых случаях, всегда задаюсь вопросом: неужели нельзя распознать суицидное настроение, повлиять на ребенка, отговорить?

Как выясняется, можно. По словам руководителя отдела областного центра психолого-медико-социального сопровождения Татьяны КОЛЕСНИКОВОЙ, специалистами учреждения разработаны обучающие курсы для педагогов и старшеклассников как раз по определению суицидного настроя  у несовершеннолетних:

— Ежегодно в восьмых классах области проводится исследование по оценке результативности воспитательной работы в школах. В числе многочисленных параметров, анализируемых нами, есть и наклонности учащихся к самоубийству. Так вот, почти половина ребят, в той или иной степени, склонны думать о смерти. Безусловно, эти данные не означают, что все попавшие в группу риска решат свести счеты с жизнью. Вероятность такого исхода у многих детей невысокая. Однако она есть, и педагогам отмахиваться от нее не стоит.

Но многие учителя, а результаты диагностики в обязательном порядке доводятся до педагогических коллективов, не обращают внимания на предостережения психологов, считая, что ничего страшного с их воспитанниками не случится.

— Когда в конце апреля покончил с собой десятиклассник одной из городских гимназий, мы стали анализировать причины произошедшей трагедии — подняли его диагностику и увидели, что он был отнесен как раз в группу риска. И педагоги были об этом уведомлены, — продолжает разговор Колесникова.

Так как же определить настрой ребенка? Эксперты говорят, что ряд признаков, таких, как плохой или, наоборот, повышенный аппетит, сонливость, жалобы на усталость, боли в животе, пренебрежение к своему внешнему виду, схожи с теми, что проявляются и при обычной депрессии. Но есть особенности поведения ребят, думающих о самоубийстве, которые однозначно должны насторожить окружающих.

— Редко, когда подросток спонтанно решается убить себя. В большинстве случаев дети какое-то время вынашивают план. И как правило, пытаются сообщить об этом окружающим. И чаще всего думающие о суициде тинейджеры открыто или завуалированно сообщают о своих намерениях сверстникам, а не взрослым, — объясняет Татьяна Колесникова. — Они могут бросать фразы типа «без меня всем будет лучше» или «все бессмысленно». Рисуют в школьных тетрадях мрачные картинки о смерти, кладбищах, убийствах. В социальных сетях выставляют заунывную музыку. Начинают раздаривать приятелям свои любимые вещи, одежду, книги, диски. И вот такие действия не должны остаться незамеченными.

Именно для того, чтобы понять настроение подростков и вовремя оказать помощь, психологами областного центра разработаны типовые занятия для старшеклассников, которые педагогам, как вариант, предлагается проводить на классных часах. И если учитель заинтересован, то он сумеет доходчиво и просто объяснить учащимся, что именно в поведении друзей может говорить о суицидных думах и что в таких случаях нужно предпринять. Однако, как утверждает Колесникова, далеко не во всех школах региона данные занятия имеют место быть, или проводятся просто для галочки.

Эксперты говорят, что если распознать настрой ребенка, то вытащить из затягивающей его бездны можно. Новгородский гимназист, как позже признались его одноклассники, говорил, что думает о смерти. Но ребята, по незнанию, не придали этому значения…

Фото с сайта medinfo.ua