Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Дача в лесном массиве

Можно подумать, что всё это снится. Ты посмотри, как уютно и ласково глядит этот лесок! Как милы эти солидные, молчаливые телеграфные столбы! Они оживляют ландшафт и говорят, что там, где-то, есть люди… цивилизация… Антон ЧЕХОВ. «Дачники» (1885)

Нужно ли строить дороги к заброшенным деревням?

Москвичи и петербуржцы любят новгородскую глубинку за чистый воздух и живописные пейзажи. Опять же и стоимость избушек, которые после покупки получают гордое название «дача», невысока. Вот только дороги к ним… Проблемы с дорогами.

Вот и грунтовка до Ярцева — это 13 км непролазной грязи, как говорят дачники. Говорят губернатору и журналистам. Дачники вообще народ непосредственный и требовательный.

Нам много не надо
В Ярцево мы поехали на следующий день после грозы. Вместе с нами в инспекционную поездку отправился и глава Полавского сельского поселения Юрий ГРИГОРЬЕВ, в чьё ведение входит эта деревня. Мы — на легковушке, местный чиновник — на «уазике». Скоро мы поняли преимущества местного транспорта. В некоторых местах нас трясло, кое-где машина днищем ползла по камням, не раз пришлось объезжать лужи и колеи, оставленные тракторами. «уазик» с препятствиями, конечно, справился легче.

Дачники сетуют, что им этот путь даётся намного сложнее. Гружённые скарбом и продуктами, их машины порой застревают в парфинских землях наглухо. «В прошлом году мы на «Газели» добраться до деревни не смогли, — говорит Игорь МУХАНОВ из Петербурга. — В итоге пришлось разворачиваться и ехать обратно в Питер».

— Что ж вы так легко сдались, — съюморил Григорьев. — Надо было в соседней деревне трактор попросить, и все проблемы решились бы. Да, неудобно! Зато — романтика!

Смех смехом, но дачники огорчаются. Тем более что грунтовка была ничего себе, пока пару лет назад не подверглась нашествию тяжеловозов, задействованных на ремонте газопровода, идущего через Парфинский район.

— Мы Миллеру (глава ОАО «Газпром». — Прим. ред.) писали, — восклицала ещё одна дачница, Елена КОЧИНА, выезжающая в Ярцево на лето с 1980-х годов. — Получили от него письмо, что деньги на восстановление дороги были выделены, но пошли на другой аварийный участок. А когда будут нашу дорогу ремонтировать?

— Ну это вопрос уж точно не ко мне, — отвечал глава сельского поселения. — Грейдер здесь проходит регулярно два раза в год.

— Проку-то от него! Только валуны да брёвна по разным сторонам разбросал, — не унималась Кочина. — Тут надо подсыпать щебёнкой в четырёх местах. И всё. Мы ж многого не просим.

Прикинули. На подсыпку надо примерно 60 тысяч рублей. У поселения таких средств нет.

В списках не значатся
— На благоустройство территории деньги выделяются из расчёта 500 рублей на одного человека, проживающего в поселении. Но в данном случае такой порядок не годится: по спискам в деревне Ярцево никто не живёт, — раскладывал по полочкам Григорьев. — Здесь — 14 домов, но постоянно в Ярцеве никто не прописан. Дачников с временной регистрацией мы в расчёт брать не можем. Когда «Новгородавтодор», в чьём ведении и находится эта грунтовка, просит у нас справку о населении, мы сообщаем: населения нет.

То есть содержать дорогу, по бумагам, не для кого. Ее бы и вовсе списали, но на этой территории стоят дома, проходящие по кадастровому плану. Даже не знаешь — хорошо это или плохо, что дома стоят.

Итак, ремонтировать не на что. А было бы на что — нельзя, поскольку дорога областного значения и проходит по ведомству «Новгородавтодора».

— Мы и сами заинтересованы в хорошем состоянии грунтовки: ездим по ней на заготовку дров, местные жители — за грибами и ягодами, — продолжает глава поселения. — Но выделить на её ремонт деньги я не могу: это будет нецелевое использование средств. Да и не буду, скажу честно. У меня своих бабушек в отдалённых деревнях хватает. К ним доступ круглый год нужен автолавкам, докторам, почтальонам…

Замкнутый получается круг. Но дачники не унимались, вспоминали 80-е годы, когда здесь шло активное освоение торфоразработок, коров держали, дорога хорошая была. А сейчас за хлебом и продуктами приходится на лодке плавать. И не дай бог кому плохо станет — «скорая» не доедет.

— Мы что, не люди?! — вопрошали отдыхающие.

— Люди, но не наши. Пропишите хоть одного человека, будет проще проблемы решать, — лукавил Юрий Григорьев.

Но желания менять престижную питерскую или столичную прописку у «внедорожников» нет. Тогда, подсказывает логика, смиритесь, граждане, с тем, что вы — обычные дачники. Купили вы себе домик в лесу за бесценок или построили — не имеет значения. В ремонт или строительство дороги к вашей собственности инвестировать муниципалитет или регион не обязаны. Если только насущная надобность не возникнет, тогда может и дачный двор в план социального развития попасть. А может, и нет.

Мне кажется, что наши ярцевские просители это поняли и призадумались. Опять же польза от разговора была: они хоть узнали, как звать-величать главу поселения, а от него и имя главы района услышали. А то ведь к губернатору и главе Газпрома обращались, потому что знали про них из Интернета и телевизора. А если б не знали? Тогда: «Алло, Москва!»?

Парфинский район

Алексей САБЕЛЬСКИЙ (фото)