Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Приглашение в преисподнюю

С наркоманией нужно бороться всем миром

Наркомания — это целенаправленная агрессия против России

Сегодня в Пскове состоится выездное заседание Государственного антинаркотического комитета России.

В нем примет участие начальник Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Новгородской области Вадим ШАБАНОВ. Перед отъездом он дал интервью «НВ».

— Вадим Анатольевич, до приезда в Новгород летом прошлого года вы работали в Ставропольском крае. Наверное, юг России больше подвержен «увлечению» наркотиками?

— Новгородская область находится на пути серьезного наркотрафика из Европы в Россию — через порты Санкт-Петербурга. На юге больше распространены наркотики растительного происхождения, а на Северо-Западе — синтетики. Это амфетамин и его производные, курительные смеси, соли, спайсы, «цветы»... Поэтому обстановка достаточно серьезная и у нас. Но отмечу, что правоохранительные органы региона работают все лучше, поэтому растет количество выявленных преступлений.

— Методы совершенствуются?

— Методы с античных времен одни: оперативно-агентурная работа.  Совершенствуется техническая оснащенность. Кроме того, нам все активнее помогает население. Люди звонят на телефон доверия, пишут на сайт ФСКН. А чем активнее граждане противодействуют преступности, тем успешнее идет работа правоохранительных органов. Кроме того, антинаркотическая пропаганда нашей службы в СМИ и учебных заведениях приносит свои плоды.

— Недавнее скрининг-тестирование учащихся школ не выявило фактов употребления «дури». Так ли все безоблачно на самом деле?

— В школах области наркотики точно не распространяются. К счастью, подавляющее большинство школьников с ними незнакомо. Это результат общей работы школы, семьи, наркоконтроля и полиции. К сожалению, если подростки и знакомятся с наркотиками, то это происходит на улице.

— Но подростки могут пойти в ночной клуб, если родителям они безразличны. В американских фильмах ночные клубы — это злачные места, где легко попробовать какой-нибудь экстези. У нас не так?

— В этом году наши сотрудники провели девять рейдов по ночным клубам, по итогам которых в состоянии наркотического опьянения обнаружены только 6 человек.  Для  сравнения: всего за 2014 год привлечено 108 человек за подобные правонарушения. Так что нельзя назвать ночные клубы главным рассадником этого зла. Связано это, думаю, с тем, что мы регулярно туда наведываемся, а хозяева этих заведений хорошо знают о тяжелых последствиях для них.

— Но сложнее ловить не потребителей наркоты, а тех, кто ее распространяет?

— Естественно, сложнее. Ее же не предлагают открыто на улице. Используют тайники, так называемые «закладки». Для этого мы и должны располагать оперативной информацией.

Сейчас наибольшую тревогу вызывает распространение так называемых «легальных» наркотиков, тех, что еще не внесены в списки запрещенных. Причем, как только вещество попадает под запрет, вместо него тут же изобретается новое. А процедура внесения в списки занимает не менее полугода. Представляете, сколько молодых людей за это время теряет свое здоровье? 

— Как думаете, когда Госдума утвердит законопроект, позволяющий ФСКН оперативно реагировать на появление новых синтетических наркотиков?

— Мы ждем. Предполагается, что у органов наркоконтроля появится право временно приостанавливать оборот веществ, обладающих наркогенными свойствами. Но есть еще один выход — можно привлекать к ответственности за сбыт аналогов запрещенных веществ. Для этого требуется специальная экспертиза. В настоящее время ее делают только в Перми. Поэтому мы прорабатываем возможность проведения такой экспертизы на базе НовГУ. К сожалению, это затратное мероприятие, на которое нужны бюджетные деньги или спонсорская поддержка.

— Что теперь с «аптечной» наркоманией после запрета кодеинсодержащих препаратов в 2012 году?

— Аптечная наркомания практически сошла на нет. В 2012 году за полгода выявлено четыре дезоморфиновых притона, в 2013-м — два, а в 2014-м — ни одного. И даже нет ни одного факта изъятия дезоморфина. И у нас нет информации, чтобы из каких-то других аптечных препаратов готовили «дурь».

— Сбывать наркотики в одиночку сложно — нужна группа для организации цепочки поставки. Наверняка в нее объединяются жители разных городов...

— Да, близость мегаполисов дает о себе знать. Основной сбыт и приобретение товара новгородскими сбытчиками происходят именно там. А в Новгороде или, допустим, Боровичах  товар реализуется более мелким сбытчикам либо наркоманам. Только в 2014 году мы ликвидировали два наркопритона в Новгороде и один — в  Боровичах. Уверен, что не все еще выявлены.

— Каков портрет тех, кто содержит притон?

— Это достаточно опустившиеся люди. Как правило, им до 30 лет. Они предлагают свои услуги за довольно скромное вознаграждение, потому что нередко потребляют наркотики со своими гостями.

— Судя по сообщениям в СМИ, чаще всего «героями» становятся люди с русскими фамилиями. А обыватель связывает наркоманию с уроженцами Средней Азии...

— В области 95% жителей — русские, так что тут удивительного? А приезжие чаще всего участвуют в транзите героина и других опиатов. Уточню, что в первом квартале этого года доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, составила 0,5% от общего числа зарегистрированных преступлений.

Приглашение в преисподнюю— В колонии наркотики тоже попадают. Как так?

— Друзья на воле «поддерживают», родственники порой тоже псевдозаботу проявляют... Надо признать, что оборот там достаточно серьезный, поэтому вместе с УФСИНом мы взяли эту проблему на отдельный контроль.

— Есть ли в нашей области наркобароны?

— С начала года нами выявлено 33 преступления, совершенных несколькими организованными преступными группами. Лидеров этих групп можно, конечно, назвать мелкими наркобаронами. Сейчас в производстве находится более крупное дело — группировка из полутора десятков человек совершила порядка 30 эпизодов преступной деятельности. Но нет такого наркобарона, который контролировал бы весь наркорынок на территории региона.

— После распада СССР одними из распространителей наркотиков стали цыгане. Что-то изменилось?

— Проблема существует. Отдельные представители этой национальности не оставляют выгодного промысла. Но и мы работаем. Недавно в Валдае за хранение 50 граммов героина направили в суд материалы на невестку цыганского барона.

— Как вы относитесь к словам певца Лепса, что легкие наркотики можно легализовать?

— Я против самого понятия «легкие наркотики». Это опасное заблуждение, оно ведет к слишком легкому отношению к проблеме. От марихуаны до героина — всего один шаг. Любой наркотик негативно влияет на организм человека и вызывает зависимость.

— В Крыму до сих пор был специфичный подход к лечению наркоманов — более легкими веществами, точнее — метадоном. Не скажется ли это на ситуации в России?

— Не думаю. Добавлю, что ФСКН остается противником такой заместительной терапии, когда наркоманов переключают с одного вещества на другое, якобы более невинное.

— Вам приходилось видеть наркоманов со стажем?

— Да, и это крайне неприятное зрелище. Люди теряют человеческий облик. Они готовы на все пойти ради дозы. И одна из первых версий причин насильственных преступлений — это участие лиц, потребляющих наркотики.

— Теперь в случае мелких нарушений закона они могут выбирать — пойти лечиться или понести наказание.

— Это шанс для человека. Речь идет о тех, кто впервые совершил незначительные преступления. Но пока сложно оценить эффективность этой меры. Однако нужно понимать, что из-за наркомании наша экономика теряет рабочие руки, от этого ухудшается демография страны. Так что проблема это общая, не только отдельной семьи. Кстати, я заметил, что если наркозависимостью страдает ребенок какого-то крупного руководителя, то он гораздо охотнее подключается к решению этой проблемы.

— Да, ликвидировать наркоманию, как и проституцию,  сложно. Но минимизировать — как в Советском Союзе — можно?

— Надо понимать, что наркотики не сами по себе появляются. Это целенаправленная агрессия против России. В Афганистане — основном поставщике героина и опия — с приходом американцев в десятки, если не в сотни раз выросли объемы производства. Цель — Россия и Восточная Европа. Поэтому тут нужно говорить о безопасности страны, в первую очередь нужно укреплять государственную границу... Кроме того, важно создавать условия для того, чтобы молодежь могла заниматься спортом, авиамоделированием, бальными танцами, да чем угодно, что позволяет вести нормальную жизнь. Поэтому не нужно сожалеть о деньгах, потраченных на новый спорткомплекс...

Фото из архива «НВ»