Четверг, 18 июля 2024

Редакция

От порога и до Бога

Свято-Духова обитель была основана в 1327 году

Там, где Мста смиряет нрав, стоит Свято-Духова обитель

Старинные стены, прибрежное расположение — у живописной речной излучины. Каким было это место немногим ниже знаменитых мстинских порогов? Наверняка — красивым. Только дикой, первозданной красотой.

Давно уже обитель обступает не лес, а город. С его моста можно полюбоваться на купола, будучи с ними почти на одной высоте. 

В обозримом прошлом, в конце 20-го столетия, уже не каждый боровичанин знал, что здесь находится монастырь. Слишком долго он простоял обезглавленным, перестроенным и недоступным: был приспособлен под нужды секретной воинской части. Возрождение началось в 2001 году и продолжается по сию пору.

Погост у реки
За высокими стенами смолкает шумный город. Тишину нарушают как раз строители. А еще — негромкие детские голоса. В день нашего приезда одна группа школьников посетила обитель, потом другая.

Свято-Духов монастырь не велик размерами, самая что ни на есть старина — датируемый 1676 годом храм в честь Святого Духа. К слову, это первое каменное строение в Боровичах. Современный архитектурный ансамбль монастыря сформировался в XVII—XIX веках. Но его история гораздо старше.

Считается, что обитель была основана в 1327 году.

— Таким образом, она на десять лет старше Троице-Сергиевой лавры, — уточняет православный краевед Марина АЛЕКСЕЕВА.

С научной точки зрения утверждение не безупречно. Известно лишь косвенное свидетельство: надпись на раке, в которой хранились мощи св. прав. Иакова Боровичского. Первая деревянная соборная церковь, как принято считать, была воздвигнута в 1345 году.

С немалой долей вероятности можно предположить, что у нее уже была здесь предшественница. Летопись свидетельствует, что зимой 947 года по Мсте на санях прошла княгиня Ольга, собирая дань, устраивая погосты. Издревле на Руси погост — и административная единица, и духовный центр, и кладбище. Боровичский погост как раз известен с тех самых незапамятных времен. А речная излучина тогда была «плохим местом» — сюда весенним половодьем прибивало тела жертв бурных мстинских порогов. Вот наши предки и освятили его, поставив монастырь.

На днях завершено восстановление иконостаса Никольского храмаОт ребра Иакова
Свято-Духова обитель прославлена именем праведного  Иакова — одного из самых таинственных святых за всю историю православия на Руси. О его коротком земном бытии — почти никаких сведений.  

По преданию в апреле 1452 года на Светлой седмице река принесла тело неизвестного отрока лет 12—14 от роду. Оно находилось на льдине, окутанной густым паром и плывущей против течения. Свидетели события, увидев тело, возлежащее в деревянной колоде, в смущении и ужасе попытались шестами оттолкнуть льдину от берега. Потом прибегли к совсем уж верному средству: баграми оттащили за две версты вниз по течению. Но льдина вернулась на прежнее место. Старейшинам поселения во сне открылось, что приплывшее тело — нетленные останки святого Иакова. Устыдясь своего невежества, жители сожгли дреколье, которым отталкивали льдину, и погребли святые останки на берегу, поставив там небольшую часовню. В 1545 году мощи, источавшие многочисленные чудеса  исцелений  по молитвам, обращенным к святому Иакову, с великим торжеством перенесли в Свято-Духов монастырь. Это было 23 октября, в день памяти апостола Иакова — брата Господня. В 1654 году в связи со строительством Иверской обители на Валдае патриарх Никон благословил перенести мощи туда. Оставили только частицу ребра, которая хранилась в Боровичах в церкви мученицы Параскевы. В Валдае же сберечь мощи не удалось, они исчезли бесследно в послереволюционное время. И уже в наше время разделили сбереженную частицу, дабы драгоценная реликвия пребывала и в Иверской обители, и в боровичских храмах.

Патриарх Никон в обоснование переноса мощей ссылался на небрежность братии в отношении святыни. В противовес начал даже строить Ново-Духов монастырь. Но как только патриарх попал в опалу к царю, работа прекратилась. Недостроенную церковь спешно разобрали, а деревянные постройки перенесли в Свято-Духов монастырь. 

На протяжении столетий боровичане не теряли надежды вернуть святые останки. Последняя попытка была предпринята в 1916 году, когда местное «Братство во имя Святого Иакова Праведного» ходатайствовало перед Всероссийским Церковным Собором. Полагая Свято-Духов монастырь на ту пору достаточно устроенным и достойным, чтобы принять «Богом данное сокровище».   

Ремонт кровли ведут новгородские строители-реставраторыЕсть рассвет и есть закат 
Всяческому благоустройству обители немало поспособствовали митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим и  архимандрит Фотий, наместник новгородского Юрьева монастыря. С 1830 по 1845 гг.  были построены братский корпус, настоятельский дом, каменный скотный двор...

В 1872 году состоялось освящение храма в честь праведного Иакова. Модный в то время византийский стиль диссонирует с русской классикой. Как бы то ни было, эта эклектика второе столетие является визитной карточкой монастыря. Краснокирпичная прямоугольная пятиглавая церковь одной стороной выходила на улицу Яковлевскую. При советской власти ее переименовали, назвав в честь Александра Невского.  Что, в сущности, не так уж и противоречило «проклятому прошлому». Ведь один из престолов храма — во имя святого благоверного князя, а его мощи некоторое время находились в Свято-Духовом монастыре при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из Владимира в Санкт-Петербург. Кроме того, с 1741 года боровичский Свято-Духов монастырь был даже приписан к Александро-Невской лавре. Может быть, потому что император Петр I почитал св. Иакова как небесного покровителя моряков.

В 1920 году монастырь был закрыт и разграблен. С конца 1940-х его постройки использовались военными. В алтаре храма святителя Николая располагался туалет, в соборе Сошествия Святого Духа на апостолов показывали кино, церковь иконы Божией Матери «Иверская» служила для занятий спортом.

Обычная наша русская история. Есть что вспомнить...

Ремонт души
Нынешний епископ Боровичский и Пестовский Ефрем прекрасно помнит ту мерзость запустения, которая царила в монастыре в 1980-е. 

— Но я сердцем чувствовал, что это пройдет, и монастырь станет монастырем, — говорит он. — Что снова откроются боровичские соборы —   Успенский действует, Троицкий тоже восстановим. Это мое самое заветное желание на сегодняшний день.

Владыка торопится — с ним хочет встретиться меценат. Боровичская обитель возрождается не за государственный счет. Помощники ох как нужны. Много еще работы.

— Ваше назначение, создание отдельной боровичской кафедры было связано с необходимостью активного восстановления? — спросил я.

— И с этим тоже. Хотя главное, конечно, в другом. Не в том внешнем ремонте, который видят все, а во внутреннем — незаметно совершающемся, исподволь. Я говорю о ремонте души.  И чем ближе к людям архиерей, тем лучше.

Сегодня монастырь — он же и центр епархии. Обитель, как видится владыке, есть и будет центром духовного просвещения. Уже около тридцати детишек — в воскресной школе.

— Люди сюда тянутся, это радует, — заключает владыка.  

Потихонечку возрастает числом и братия. Сейчас в обители — 3  иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 монахов, 6 трудников. Не столь велико войско (с учетом недавнего прошлого монастыря трудно избежать военной терминологии), может, и хотелось бы епископу и наместнику монастыря отцу Моисею большего, но мобилизацию не объявишь — не тот случай. Да и случай ли? На дороге в монастырь просто так не оказываются.

Отец Евфимий —  в заботах о процветанииОтец Евфимий, садовод
Он шел сюда всю жизнь. 

— Я еще в 1977 году просился. Не в Боровичи, правда, но не суть. Сам я с Урала, кстати. «Погоди, — сказали мне, — ты еще детей не растил».  Долго себя испытывал. В 1992-м погиб мой младшенький. Ездил тогда к старцу. «Твоя лечебница — не больница», — были его слова. Окончательно все для себя решил лишь пару лет назад. Жена, услышав о моем выборе, собрала всю родню. Стоял на своем. Сын, он у меня военный, поддержал: «Что вы расшумелись? Если он так решил, значит, так и будет».         

В прежней мирской жизни он и сам носил погоны — в военной прокуратуре работал. И отец был военным, и дед, и... Аж до 1812 года такая родословная идет. Первую же профессию отцу Евфимию дал когда-то культпросветтехникум.

— Как огорчилась Зоя Ивановна Михайлова, мой школьный учитель биологии! Я был ее любимым учеником. Очень любил цветы. Заказывал по почте семена, у нас был самый красивый палисадник в деревне. Соседки спрашивали у моей бабушки: «Фиска, и когда ты успеваешь цветы высаживать?». «Да я туда и не захожу!». Зато денег на семена не жалела. У меня по сей день полно знакомых цветоводов, и я этим пользуюсь.

Обладатель лучшей коллекции гладиолусов на Урале — как давно это было! — вернулся к увлечению своего детства. Он теперь главный цветовод и садовод Свято-Духовой обители.

— Прошли тюльпаны, пойдут хризантемки, и так — до осени...

Епископ Боровичский и Пестовский ЕфремДиво дивное
И все же самый замечательный монастырский цветок растет не на клумбе.

— Это было в феврале прошлого года, — рассказывает Марина Алексеева. — В монастырь привезли мощи святителя Луки (Войницкого). Стоял лютый мороз — 27 градусов. И во время литургии распустилась верба! Все дерево было в цветах! Мы думали, что погибнет, что весной уже не расцветет. Но все было как всегда. Только цветов еще больше, чем обычно.  

По словам Марины Викторовны, в первые же годы после возвращения монастыря в лоно Русской православной церкви начали мироточить иконы. Даже самый обыкновенный новодел — репродукция на бумажной основе. Алексеева и другие прихожане, участвовавшие в благом деле восстановления монастыря, помнят и такой эпизод. В церкви Иакова размуровывали алтарь, и в образовавшийся проем неожиданно пролез ребенок. На уборку да разборку тогда целыми семьями приходили боровичане. Словом, не уследили за мальчонкой. Вдруг на глазах у взрослых конструкция стала рушиться. «Отче наш!» — взмолились взрослые. Металл, кирпичи, штукатурка упали вокруг ребенка, не причинив ему никакого вреда.

Как относиться к этим рассказам? Церковь призывает воспринимать известия о чудесах и мироточениях с осторожностью и рассуждением. Существует специальная процедура комиссионного освидетельствования мироточения. В данном случае этого не делалось. А что не задокументировано и не признано как свершившийся факт, остается легендой. Точно так же никто не расследовал обстоятельств счастливого спасения мальчика.

И все же — как цвела верба!.. 

Сотри случайные черты
Подымаемся на колокольню. Почему не воспользоваться возможностью взглянуть на монастырь и город с высоты? Наместник нас благословляет.     

А вот чуть ранее не было его доброй воли на беседу с одним из иноков. Строгих правил отец Моисей.

— Так надо, — это он после счел необходимым объяснить отдельно. — Здесь человек служит только Богу, должен отсекать все лишнее, мирское. И слова запрета — в помощь, а  не в наказание ему.

Для разговора мы ненадолго присели на скамейку во дворе. Что-то не так. Высоковата скамеечка, не достать ногами до земли. Непривычно, неловко даже.

— Почувствовали себя маленьким? — улыбнулся отец Моисей. — Иногда полезно. Согласны?

Я соглашаюсь, хотя думаю, что не от сиденья на скамье у отца Евфимия иногда мелькало что-то очень детское в глазах. Особенно когда говорит о цветах. Там, в детстве, все мы чище и добрее.

Ребята из «Никольского клуба» — помощники монастыряЛестница на колокольню — не для всех. Временная. Есть что-то временное  и в открывающемся виде. Вот промзона, вплотную подступившая  к монастырю. Гаражи, крыши которых превратились в газон: деревья на них растут. Будет и тут в скором времени порядок. По простой причине: ныне это монастырская территория.

— А пока вы лучше туда гляньте. Восстановлен источник Нила Столобенского, из него еще Петр I пил, когда спускался по Мсте.

Кто не видел, каким был монастырь сразу после передачи его верующим, тот не оценит, насколько велика уже проделанная работа. Каждый год что-то добавляет. Ныне — трапезную в церкви святителя Николая. Впереди — освящение Никольского храма. Точно в этом году, возможно, на престольный праздник. И возрождается надвратная Иверская церковь.

Жаль, что в кирпичных Боровичах не делают сейчас такого кирпича, как в позапрошлом столетии. Глянешь на стены, и кажется, что время ему — не в ущерб. Это порушенные купола пришлось возобновлять в другом материале. Ничего не сказать о прочности — время покажет. Просто с виду он совсем другой. Штукатурка избавит от несовпаденья эпох, а заодно скроет наглядную часть того, что происходило в богоборческом веке. Хотя, может, лучше бы не скрывать.

Из чистого истока
А сколько уже было открытий, связанных с восстановлением подзабытой истории Свято-Духовой обители и самих Боровичей! Несколько лет назад, когда устанавливали колокола, провалился грузовик. Как оказалось, машина стояла на своде склепа, о наличии которого не подозревали. Есть предположение, что там было захоронение последнего игумена монастыря отца Владимира. 

Из книг Ивана Аничкова, исследователя новгородских древностей, было известно, что в монастыре похоронен его предок. Нашли плиту, вмурованную в стену, прочли посвящение рабу Божиему Ионну Богдановичу Аничкову. Отставной поручик был основателем большого боровичского дворянского рода. Прихожанином, благотворившим монастырю. 

Матушка Таисия — имя  уже не боровичской, а общероссийской истории. Современники так и называли ее — матушка всея Руси. Урожденная боровичанка Мария Солопова (1842—1915) стала основательницей 11 монастырей. А благословление на духовные подвиги ей дал игумен Свято-Духова монастыря Вениамин Поздняков, герой Крымской войны. Завет матушки Таисии о христианской любви, которая «выше всех подвигов, выше всех всесожжений и жертв», не мешает помнить и в наши дни.

Владимир МАЛЫГИН (фото)