Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Вид на жительство

Валентина Еремеева и Наталья Нечитайло намерены получить российское гражданство

Всё больше украинцев, выехавших из зоны боевых действий, надеются начать новую жизнь на Новгородчине

Около 500 граждан Украины, вынужденных из-за военных действий покинуть свою страну и находящихся сейчас во временных лагерях беженцев, готов принять наш регион, обеспечив жильем и работой.

Такое официальное заявление сделало правительство Новгородской области. В Ростове-на-Дону побывали представители департамента социальной защиты населения, общались с переселенцами, выясняя их намерения относительно видов на жизнь в России: переждать ненастье или бросить якорь?

Это, кстати, очень важно для принимающей стороны. Во-первых, свободно простаивающих квартир в регионе нет ни в Новгороде, ни в районах. То есть речь идет о временном жилье для беженцев. Но, во-вторых, специалисты нам нужны. Прежде всего медики. И тут можно планировать решение жилищного вопроса на близкую перспективу.

К тому же, кроме регулируемого миграционного потока есть люди, которые добрались к нам самостоятельно, минуя лагеря беженцев и остановившись у новгородской родни. Их число день ото дня растет…

Достойно принять
По данным Солецкого отделения УФМС России по Новгородской области, за последнее время 10 граждан Украины обратились за консультацией по поводу разрешения на временное проживание в России. Тех, кто пока пережидает у знакомых и родственников — по закону граждане Украины имеют право находиться в нашей стране без регистрации 90 суток, — намного больше.

Валентина Васильевна ЕРЕМЕЕВА, ее дочь Наталья НЕЧИТАЙЛО и ее внук в конце марта, сложив в чемоданы самое необходимое, выехали из Николаева. По словам женщин, пришлось через Крым добираться, по-другому не получалось. С поездов, что по территории Украины шли, молодчики нацгвардии снимали людей призывного возраста. А в этой семье мобилизации подлежал не только молодой человек, но и Наталья — в прошлом военнослужащая.

— Почему выбрали Новгородскую область? Во-первых, хотели как можно дальше от границы с Украиной уехать, вглубь России. А во-вторых, решились, когда прочитали в Интернете, что ваш регион готов принимать соотечественников, — объясняет Наталья Юрьевна.

Правда, радушный прием был оказан семье не сразу. Пришлось и на вокзале в Новгороде ночевать, и услышать совет какого-то чиновника, чтоб покупали билеты на автобус до Сольцов, а там обращались в районную администрацию со своими проблемами: «Может, примут». И только когда позвонили в новгородскую приемную Президента России, вопрос решился: сотрудники аппарата и автомобиль выделили, и с главой Солецкого района обговорили вопрос о размещении и помощи семье.

— Огромное спасибо жителям района и работникам администрации! — одновременно говорят мать и дочь. — В гостинице поселили нас, потом квартиру выделили. Люди одежду, мебель, кухонную утварь, продукты несли. Сотрудники администрации сразу связали со специалистами миграционной службы, помогли быстро нужные документы собрать и подать заявление на проживание.

Но беда, как это, к сожалению, бывает, одна не приходит. Уже в Сольцах умирает единственный сын и внук. И снова сольчане, как могут, поддерживают убитых горем маму и бабушку — и словом, и делом…

Мы беседуем, женщины держатся, стараются не расплакаться, но видно, как им тяжело. Подумав, говорят, что теперь просто обязаны наладить жизнь в России — ради своего мальчика. Он этого очень хотел…

Пришлось и на вокзале в Новгороде ночевать, и услышать совет какого-то чиновника, чтоб покупали билеты на автобус до Сольцов, а там обращались в районную администрацию со своими проблемами: «Может, примут»

Вернулись на Родину
История семьи СОМИНЫХ из Северодонецка Луганской области  отчасти похожа на вышеизложенную. Супруги Андрей и Анна две недели назад перебрались в Сольцы к родственникам, а до этого долго решали: ехать — не ехать.

— Надеялись, что уляжется, — рассказывает Андрей Анатольевич. — Наш город пока прицельно не обстреливают, но канонаду боев под Луганском слышим круглые сутки, иногда и в нашу сторону запускают мины, но пока не долетают. В Северодонецке большой химический завод, достаточно одного попадания, и три-четыре села будут стерты с лица земли.

Дочь Соминых с детьми выехала из Украины раньше родителей и сейчас находится во временном лагере в Воронеже. Сын пока дома остался. Анна Николаевна, естественно, переживает за него:

— Много сейчас доносчиков у нас. Как в годы войны предатели сдавали фашистам соседей, помогавших партизанам, так и сейчас доносят на тех, кто за Донецкую республику голосовал. По украинским телеканалам постоянно показывают сюжеты о строительстве фильтрационных лагерей, куда киевская власть намерена русскоязычных переселять. Вы представить не можете, что значит жить в постоянном страхе. Поэтому мы решили принять предложение двоюродного брата и приехали в Сольцы. Что касается меня, то я вернулась домой, поскольку родом из Новгородской области.

Сомины, так же, как и Нечитайло, сразу по приезду обратились в администрацию района и сейчас проходят медкомиссию, необходимую для подачи документов на разрешение на проживание. Попросили они у муниципалитета, если будет возможность, выделить для проживания квартиру — не хотят быть нахлебниками и обузой семье брата.

Зелёный коридор не создан
Разговор о ситуации с переселенцами продолжаем уже в администрации. По признанию заместителя главы Юлии МИХАЙЛОВОЙ, каждый день звонят местные жители, к которым приехали знакомые или родственники из Украины:

— Интересует людей одно и то же: как переселенцам легализоваться на территории России? Так как такие обращения несколько месяцев подряд поступают, мы выработали механизм взаимодействия с миграционной службой, медиками. А нюансов много. Конечно, в первую очередь интересует людей жилье. Поскольку несколько лет назад летная часть покинула Сольцы, у города сформирован небольшой резерв муниципальных жилых помещений в Городке. И пока мы имеем возможность выделять квартиры переселенцам, причем, по решению главы района, на условиях социального найма на год. Но если счет переезжающих пойдет на десятки, всех разместить мы не сможем. Вторая проблема, с которой сталкиваются все без исключения украинцы, — это медицинское обследование, которое стоит порядка 5 000 рублей. Плюс госпошлина при оформлении разрешительных патентов, оплата перевода документов с украинского на русский и прочее. А большинство приехавших не имеют с собой больших сумм...

По словам главного специалиста-эксперта Солецкого отделения УФМС Ольги БРИЛЕВОЙ, пока федеральное законодательство не открыло для переселенцев из Украины зеленого коридора для получения разрешения на временное проживание или патента на работу:

— Они проходят процедуру легализации в России в том же потоке, что и граждане других государств, которые свой переезд планируют заранее, средства подкапливают, зная, что на нашей территории будет период ожидания, когда работать не смогут. Украинцы, спасаясь от войны, захватили с собой только самое необходимое, рассчитывают на быструю помощь в нашей стране. Но пока не всё получается. Так, к примеру, временное разрешение на проживание, которое выдается на три года и дает право на работу, медицинские, образовательные и прочие услуги в России, оформляется несколько месяцев. А в течение срока оформления человек не имеет права работать. Возникает вопрос, на что жить?

По мнению Юлии Михайловой, на федеральном уровне нужно вынести решение о бесплатном прохождении выходцами из Украины медицинского обследования и, возможно, выделять единовременную материальную помощь. А то сейчас получается, что такие семьи, пока идет процедура их легализации в нашей стране, в долги вынуждены залезать или на помощь неравнодушных людей уповать.

*   *   *

Когда уже шла работа над статьей, позвонили из администрации Солецкого района и сообщили, что Валентина Васильевна Еремеева и Наталья Юрьевна Нечитайло на следующей неделе получат разрешение на проживание, им уже подыскивают работу. Что касается Соминых, им предложили квартиру в Городке, и они готовы переехать.

Но звонки и обращения сольчан по поводу устройства родственников из Украины продолжают поступать…

Вид на жительствоКомментарий
Владимир ИВАНОВ, заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области, побывавший в составе новгородской делегации в Ростовской области:

— Мы каждый день общаемся с гражданами Украины, которые находятся в пунктах временного пребывания. Предлагаем людям работу и жилье в нашем регионе. Порядка 240 фирм, предприятий, хозяйств нашей области определились с вакансиями. Причем, повторюсь, варианты трудового места без размещения мы вообще не брали в расчет.

Нужны в районах специалисты по медицине, ветеринарии, агрономии, продавцы, операторы машинного доения на фермы. Желающие переехать в Новгородскую область есть, но их не очень много. И основная причина в том, что семьи, находящиеся сейчас во временных лагерях, не в полном составе — большинство мужчин остались по ту сторону границы. А женщины не берут на себя ответственность решать дальнейшую судьбу всех домочадцев. Возникают при собеседованиях и другие вопросы. Так, например, врачам, чтобы трудиться в лечебных учреждениях в нашей стране, необходимо подтвердить свою квалификацию и образование, а на это уйдет время. Тем не менее мы готовим людей к отправке в Новгород.

Фото автора