Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Вечный зов

Бросать землю Семёновым жалко

Дважды многодетная семья Семёновых «порывала» с крестьянством и дважды возвращалась на село

На селе супруги Семёновы — Юрий и Наталья — более 15 лет. Хотя оба — горожане. Она — по образованию медицинский работник, он — на все руки от скуки. Собственно Юрий и предложил Наталье заняться фермерством.

Начали с того, что выкупили у совхоза старую заброшенную ферму в деревне Мощеник Прогресского сельского поселения, отремонтировали половину здания, построили рядом небольшой дом, постепенно обзавелись техникой и, конечно, скотом. Ведь благодаря ему и росло благосостояние.

Проблем со сбытом продукции, вроде бы, не возникало. Питерские и московские дачники охотно покупают молоко и мясо. И на рынке в Боровичах этот товар всегда ходовой.

Но так обстоятельства сложились, что пришлось «завязать» с крестьянством и переехать в город. Закрыли своё хозяйство Семёновы.

На круги своя
Сейчас-то они с юмором вспоминают об этом:

— Мы дважды прекращали крестьянствовать. Распродавали буквально всё — животину, технику. Решали: хватит коровам хвосты крутить! Приезжали в город и начинали тосковать по земле. Руки приложить некуда! Дом — работа, работа — дом. Работа нелюбимая. И сами то поругаемся, то помиримся. На земле-то ругаться некогда. Словом, спустя несколько месяцев городской жизни пришли к выводу:  надо возвращаться.

А причина простая и веская: Наталья родила Настеньку — третий ребенок в семье. И решили Семёновы ставить большой дом за счёт материнского капитала. Где ж ставить, как не в деревне?!

Сейчас идут работы на стадии фундамента. Юрий сам управляется. Кстати, экскаватор купили специально, чтобы дом строить. Подсчитали, что это выгоднее, чем нанимать технику на стороне. Да и сын подрос, самостоятельный 20-летний мужчина. Под его присмотром растёт и учится средняя сестрёнка в городе. Сам он тоже работает в городе, но каждый вечер едет к родителям помогать по хозяйству.

— Без Николая никуда. Два мужика на дворе — можно строить дом. Первым всегда сына надо рожать, — рассуждает Юрий.

За время работы на земле семья перебрала много живности и решила для себя, что выгоднее всего выращивать телят и держать коров. Хотя и поросята в хозяйстве есть. Пробовали держать коз, но те непредсказуемы. «Воровки, пролезают везде. Мороки с ними много», — говорит Наталья. И вспоминает случай, как она полола грядку с морковью, а сзади эту самую морковь аккуратно по одной съедала коза. И в прямом смысле слова обожралась! Пришлось ветеринара вызывать. Так едва спасли!

Сейчас в их хозяйстве коз нет. Коровы, телята, поросята и куры. Петух, говорят, хороший попался. Кур от ястребов охраняет, на «кукареку» они мигом под его крыло сбегаются.

На перепутье
Проблемы в крестьянской семье Семеновых, как и у всех. Когда подняли налоги, пришлось отказаться от статуса крестьянина. Теперь у них официально — личное подсобное хозяйство.

А после кадастровой переоценки земли снова призадумались: не закрыть ли хозяйство? В аренде у них 5 га земли, получили квитанцию — надо налог в 20 тысяч заплатить вместо 2 500, как раньше. Подумали выкупить ее, оказалось, это обойдется в 600 тысяч. «А мы ещё дополнительно семь гектаров оформляем в собственность под пастбище. Недавно огородили участок электрическим пастухом. Сколько же придётся платить? Или налоги выплачивать, или дом строить», — рассуждают супруги.

Бросать землю жалко, втянулись они в крестьянство. Но налоги такие платить осилят ли? Их знакомые уже отказываются от земли. Ведь не чернозём у нас, земля скудная. Сейчас супруги думают оспорить через суд кадастровую стоимость земли, как это делают многие. И откровенно недоумевают: кому такая переоценка выгодна?

Боровичский район

Фото автора