Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Шорты под мантией

Новгородцы апеллируют к суду, а суд — к ним

На днях в облсуд не пустили троих граждан в шортах. Не потому, что сами судьи в 30-градусную жару облачены в черные мантии. Просто дворец правосудия — все-таки не пляж. Но это так, курьез.

А если серьезно, то судейское сообщество гораздо больше беспокоят ситуации, когда граждане одеты по форме, но с формальностями не в ладу.

«Не надо бомбардировать меня жалобами и обращениями!» — эта убедительная просьба председателя Новгородского областного суда Инны САМЫЛИНОЙ прозвучала на недавней пресс-конференции для региональных СМИ. С ее слов, нередко граждане, не удовлетворенные судом первой инстанции, вместо того чтобы в установленный 10-дневный срок подать апелляцию, пишут жалобу на судью.

Но и эта правовая безграмотность напоказ — еще не самая-самая из проблем, а так — дальние подступы к ним. Вообще нагрузка на судей резко возросла. В частности, число гражданских дел, рассмотренных в апелляционном порядке, за первое полугодие нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го увеличилось на 50%, достигнув почти полутора тысяч.

Нельзя забывать, что у нас еще есть и чиновники — многие из них плодотворно трудятся на производстве судебных тяжб. За шесть месяцев — 425 жалоб на действия органов власти и государственных организаций. Теперь самое удивительное: в 298 случаях претензии граждан признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению. И ведь в брюках, наверное, сидят на работе, не в каких-нибудь там шортах.

Так что судей надо беречь. К тому же и количество претендентов на вакантные места судей строго ограничено. Самими претендентами. Квалификационный экзамен в первом полугодии выдержали 10 человек: троечников только пятеро, а отличников сразу три.

А ведь нужно, чтобы решения ими принимались безошибочно. И без проволочек желательно. Тельман Мхитарян, чье дело председатель райсуда вынужденно постановил рассмотреть с соблюдением разумных сроков, — отдельная история. Как измерить затраты времени и труда на разбирательства по всевозможным негромким и никому, кроме участников процесса, не известным спорам, которых по большому счету и быть-то не должно? Например, число споров трудовых с прошлогодних 190 увеличилось в шесть с половиной раз. К тому же у нас в невероятных количествах развелись неплательщики зарплат, алиментов, налогов, коммунальных платежей. Некоторые стараются сочетать эти виды долгов.

А еще есть граждане, до которых ничего не доходит. Совсем. Ни повестка, ни телеграмма, ни эсэмэска. Только пристав.

Наши присяжные дают повод считать себя пристяжными: чтобы собрать требуемое количество, канцелярия рассылает уведомления нескольким сотням — кто-нибудь да откликнется. Наши адвокаты любят смотреть на часы: вот-вот начнется следующий процесс.

Хорошая новость: в следующем месяце в областном суде в дополнение к двум действующим апелляционным коллегиям появится третья, которая будет специализироваться на рассмотрении административных дел. Все как-то быстрее пойдет. Почему такая забота?