Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Сложи личного тролля

Даже у далёкого от мистики человека в облачных горах нет-нет да и зародится мысль о потустороннем

В далёком теперь уже детстве попалась мне в руки книжка с норвежскими сказками. Честно сказать, чтиво показалось мрачноватым, особенно на ночь. В тёмных углах комнаты мерещились уродливые тролли, только и ждущие, когда выключу свет, чтобы подобраться ко мне поближе.

Однако я не захлопывал книжку и продолжал чтение до тех пор, пока герой сказки не разделается со страшилами... Менее всего тогда хотелось попасть в страну троллей. Но прошли годы, случай представился, и я им воспользовался.

За туманом...
Если теперь спросить меня, за чем стоит ехать в Норвегию, не задумываясь, отвечу словами барда Юрия Кукина: «За туманом и за запахом тайги!». Образно выражаясь. А конкретнее — за неповторимыми северными красотами, коих там бесчисленное количество. Горы, ледники, снежные шапки, водопады, фьорды, острова. Вначале это производит неизгладимое впечатление. Потом, откровенно говоря, не то чтобы приедается, как пальмы в тропиках, нет, всё равно красиво, но острота восприятия существенно притупляется. И наконец, через несколько дней по возвращении домой понимаешь, что инкубационный период закончился, и ты заболел — всерьёз и, не исключено, навсегда.

Оно конечно, пейзажи бескрайнего Российского Севера величественны ничуть не менее и даже во многом похожи на скандинавские. Но они, говоря грубо, не так раскручены: нет за ними ни похожих легенд (абстрактные духи, согласитесь, это не приземлённые тролли), ни равной исторической — викинги! – составляющей. Это раз. И второе: доступность. Чтобы попасть в самые дикие уголки Скандинавских гор, не требуется вертолёт. Туда ведут дороги. Не автострады, они там и ни к чему, но всё же это именно дороги, а не направления, как до сих пор много где в центре России, не то что в приполярной Сибири.

Поэтому Норвегия, в какой уголок ее ни попади летом, буквально кишит туристом. И своим собственным, внутренним, и понаехавшим извне.

И тумана там, кстати, тоже хватает, особенно с утра, когда облака так низко висят над землёй, что фактически лежат на ней, и сквозь них можно ехать, хотя привычнее было бы лететь.

Выбор туриста
Население Королевства Норвегия — около 5 миллионов человек. То есть во всей этой огромной и протяженной стране жителей меньше, чем в Санкт-Петербурге. На каждый квадратный километр по 16 человек приходится. Но это в среднем, а чаще — ни одного. Тогда как на юге, в районе Осло-фьорда, тесно как в муравейнике: по 1404 человека на 1 кв. км.

Промышленность хоть и есть, но локальная и больше сосредоточена на добыче и переработке полезных ископаемых. Работают химические и судостроительные предприятия. Показательно, что вся индустриальная экономика сосредоточена в портовых городах и в значительной части в южных губерниях. Север же и центр, покрытые горами, населены мало, совсем не загрязнены и во всей чистоте своей отданы на откуп экономике туризма. Главным образом экологического.

Сказанное выше вовсе не означает, что королевство бедно иными достопримечательностями. Есть и памятники архитектуры, и музеев число немереное: про столицу не говорю, они там всемирно известные, но и в провинции повороты со стандартными указателями «Museet» явление более чем обыденное. Нет у норвежцев привычки разбрасываться годными для туризма объектами.

Два норвежских тролля: придорожный и рекламно-сувенирныйТем не менее музеи, памятники, иные творения рук человеческих могут быть сколь угодно интересными, но они есть везде, где живут люди. А вот чистой, не загаженной прогрессом матушки-природы остается всё меньше. И притягательность мест, где ее всё еще много, растет с каждым годом. Норвегия — одно из таких мест.

Здесь опять не удержусь от сравнений. По богатству природными красотами моя страна одна из первых в мире. Но эксплуатировать их по-прежнему предпочитает только на словах, декларативно. Камчатка, Байкал — самые известные наши жемчужины, однако они лишь мизерная часть общего российского природного достояния. И та лишена необходимой для туризма инфраструктуры. Которая если где и развивается, то усилиями энтузиастов и слабыми потугами местных властей, чаще формальными, но никак не государственными программами и мощными финансовыми вливаниями. Так что любоваться российской природой, если она не за порогом дома, очень дорого и очень экстремально. Любоваться природой африканской, американской, скандинавской — тоже не дёшево, зато очень комфортно. И мировой турист, ценящий время, деньги и здоровье, делает соответственный выбор.

Игра в камни
Но красоты красотами, а как же легендарные тролли, спросит читатель. С троллями в стране Норвегии полный ажур, не стоит беспокоиться. Для тех, кто не в курсе, это носатые и обязательно уродливые создания, из камня рожденные и в камень же обращающиеся при попадании на них солнечного света. Мясоеды, а часто и людоеды. Живут поодиночке в горных пещерах, в глухих лесах или под мостами.

Горные тролли — великаны, похожие на валуны и скалы, покрытые лишайником, мхом, а то и деревьями. У них может быть от одной до девяти и более голов, часто конфликтующих друг с другом. Тролли леса имеют карликовые размеры, это злобные гномы. Зато тролли под мостами сильно отличаются от остальных собратьев и в целом ближе к людям. Они могут находиться на солнце, не едят человечины, с уважением относятся к деньгам и настолько неравнодушны к женщинам рода человеческого, что ходят рассказы об их совместных детях.

Неудивительно, что с троллями связаны названия некоторых популярных туристических объектов: Тролльтунга — скала «Язык тролля», Тролльстиген — крутой и узкий дорожный серпантин «Лестница тролля» и т.п.

Честно говоря, атмосфера горной тундры с нагромождениями валунов, причудливой формы скалами, да еще и окутанной облаками, весьма располагает к мыслям типа «шут его знает, нет дыма без огня, а вдруг»... Есть даже неугомонные фанаты, уверенные в реальности этих существ и кладущие собственную жизнь на их поиски. Впрочем, почему нет, если это никому не мешает?

Тем временем сувенирная индустрия поставила мистических обитателей гор и леса себе на службу. В любой лавке увидите вы деревянных, мягких или пластиковых уродцев на самой разной толщины кошелёк. Украшая домашнюю полку, такой тролль будет пугать гостей и напоминать хозяину о былом путешествии.

Жаждущие экстрима туристы пускаются в горы на велосипедах.  Пусть по крутым, но хорошим дорогамЛично мне куда больше пришлись по душе другие тролли — тоже рукотворные, только совсем иные. В горах вдоль дорог часто видишь различного размера пирамидки, сложенные из камней. Подобное придорожное творчество существует и в других точках планеты: в Гималаях и Тибете, например. Однако в горах Скандинавии оно приобретает собственный смысл. Для норвежца сложить такую пирамидку означает дать жизнь собственному троллю и тем обеспечить себе удачу в соответствии с размерами сооружения. Когда же тролля строит турист, то это чисто туристическая «примочка», вроде бросания монетки в воду: чтобы еще раз вернуться сюда.

Я своего тролля не сложил. К сожалению или к счастью? Не знаю. Но если даже и не будет мне впредь пути в северное королевство, всё равно еще много раз вернусь туда в своих мыслях, и будут эти мысли, можете не сомневаться, только светлыми, добрыми, счастливыми.

Фото автора