Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Подъём с глубины

В низовьях Мсты начинаются работы по подъёму грузовика,  провалившегося под лёд  в годы Великой Отечественной войны.

Затонувший грузовик АМО-2 был обнаружен подводными археологами в 2013 году.

Обстоятельства гибели этой машины, по всей видимости, связаны с наступательной операцией по освобождению Новгорода в январе 1944 года. Южная оперативная группа 59-й армии обходила удерживающую город группировку германских войск, форсируя по льду озеро Ильмень, низовья реки Мста. Случаи провала машин под лёд тогда были не единичны.

Как показали исследования, машина была загружена двумя миномётами с боеприпасами. Кроме того, в ходе подводных работ в машине нашли автомат ППШ и винтовку «трёхлинейку». Видимо, бойцам, находившимся в кузове, удалось выпрыгнуть. А вот водителю — нет. Его останки водолазы обнаружили в кабине автомашины. Пока установить его личность не удалось: никаких документов или личных вещей не обнаружено. Теперь вся надежда на архивы.

Боезапас, который машина так и не довезла до пункта назначения, пару недель назад был обезврежен. В общей сложности водолазы-взрывотехники подняли 34 миномётные мины калибра 120 мм. Так что теперь можно спокойно приступать к подъёму самой машины. В этой сложнейшей операции принимают участие сразу несколько ведомств: Новгородское областное государственное бюджетное учреждение по обслуживанию водных объектов «Облводобъект», Управление МЧС по Новгородской области, «Мостоотряд-75», Новгородский музей-заповедник.

Как рассказал «НВ» Михаил КОНДРАШЕВ, директор «Облводобъекта», подъём машины проходит в три этапа. Первым этапом операции была размывка грунта возле машины. «Это делали, чтобы стало ясно, что именно сохранилось у автомобиля, как его лучше закреплять для транспортировки», — пояснил Кондрашев.

Одним из самых опасных моментов операции является отрыв транспортного средства от грунта. Важно правильно поставить машину на стропы, не повредив её. Поскольку уровень воды сейчас очень низкий и плавучему крану просто не подойти к месту, автомобиль поднимут с грунта на метр, установят на специальный понтон и таким образом отбуксируют. По примерным подсчётам, транспортировка займёт три-четыре часа.

Выгрузка автомобиля, намеченная на 15 августа, пройдёт у площадки гостиницы «Россия». Затем грузовик доставят в кремль, где и будет проходить его реставрация. Как отметил заместитель губернатора Александр СМИРНОВ, реставрировать уникальную технику будут специалисты Новгородского музея-заповедника. Они имеют большой опыт работы с металлом и деревом.

Наша справка
АМО-2 — первый отечественный автомобиль с гидравлическим приводом тормозов, диафрагменным бензонасосом, батарейной системой зажигания и приводимым от коробки передач насосом для накачки шин. Создан на базе американского грузовика «Аутокар-5A» с использованием импортных узлов и агрегатов. Годы выпуска — 1930—1931. В общей сложности было изготовлено 1715 машин АМО-2.