Четверг, 18 июля 2024

Редакция

В страну пирамид с «Альфа-тур»

Почему не работает правило «Кто заказывает музыку, тот и танцует»

Туристический рынок страны в последнее время заметно лихорадит. У всех на устах серия банкротств туроператоров в Москве и Петербурге: «Лабиринт», «Нева», «Экспо-тур», «Ветер странствий», «Роза ветров»...

На кого-то подействовало сокращение потока туристов, и предоплата за гостиницы и чартеры оставила компании без денег. В отношении нескольких крупных компаний Следственный комитет России возбудил уголовные дела, подозревая мошенничество.

Волны проблем докатились и до Новгородской области. 19 августа в областном центре приостановило свою работу агентство путешествий «Альфа-тур». Известно, что на минувшей неделе там наконец приступили к возврату средств клиентам, путёвки которых были аннулированы. До сих пор точно неизвестно, сколько человек осталось без отдыха и денег. Одни говорят, около 50, другие — 70. Руководитель агентства Татьяна Жирнова не отвечает на телефонные звонки, но генеральный директор Дмитрий Шмитов заверил, что деньги будут возвращены всем.

По неофициальной информации, «Альфа-тур» пришлось брать кредит на погашение долгов перед клиентами, хотя трудно представить, что какой-нибудь банк даст кредит компании, которая на ладан дышит. И почему тогда агентство рассчитывается с клиентами частями, а не отдаст всё и сразу? В общем, вопросы есть.

Хотя они, как ни жестоко звучит, уже не главные после приостановки работы «Альфа-тур». Грозит ли это другим участникам новгородского туристического бизнеса? Ведь Шмитов связывал произошедшее с кризисом на российском туристическом рынке. Якобы в его компании возник кассовый разрыв в 1,5 млн. рублей, который было нечем прикрыть.

В Новгородской области действуют десятки турфирм. Говоря просто, это посредники, которые, предлагая туристам услуги туроператора, зарабатывают на комиссионных. «Альфа-тур» тоже из этой когорты.

Вот почему представители турфирм, с которыми нам удалось пообщаться, в один голос говорят, что истинной причиной проблем в «Альфа-тур» был не кризис на национальном туристическом рынке, а банальные просчеты в ведении бизнеса, который жил по закону финансовой пирамиды.

— Как может появиться кассовый разрыв, если туроператоры и агентство работают только по системе предоплаты, — рассуждает Николай ГОРЕЛИКОВ, генеральный директор «Селен-тур». — Турист платит вперед за билеты в самолет, гостиницу и визы. Долг турагентства — перевести эти средства туроператору, получив комиссионные, и далее тот отвечает за отдых туриста. Если агентство не делает этого, оператор аннулирует путёвку.

По словам гендиректора турагентства «Деметра» Оксаны КОРОЛЬ, кассовый разрыв у турфирмы может появиться только в случае, если её расходы превышают её доходы, и тогда бизнесмен может «взять взаймы» деньги клиентов и оплатить ими аренду офиса, зарплату сотрудникам или просто украсть, а далее проблема будет нарастать как снежный ком, и кто-нибудь из клиентов обязательно попадет в список обманутых.

В пользу этой версии говорят и слова одной из клиенток «Альфа-тур» Кристины МАСАЛЬЦЕВОЙ, которая, как и полагается, оплатила путёвку и оформление визы, а потом выяснила, что менеджеры и не думали отправлять её документы туроператору («Библио-глобус»). И еще одно соображение. Если верить информации на странице «Альфа-тур» в «ВКонтакте», среди туроператоров, с которыми работало агентство, ни один не приостановил свою деятельность в последнее время.

Нина СТОЛБОВА, генеральный директор турагентства «Стиф» говорит, что нынешнее сокращение потока желающих отдохнуть за рубежом нельзя назвать критичным, и выстоят те компании, которые давно работают, обладают широкой клиентской сетью и — самое главное — действуют добросовестно. Тяжело будет новичкам и любителям быстрых денег.

Звучит успокоительно, но в турфирмах и не скажут иначе. Не могут ведь бизнесмены признать: «Завтра всё рухнет». Тогда и правда всё рухнет.

Как определить ненадежное турагентство? Первыми из критериев должны быть, конечно, большой срок работы и незапятнанная репутация. Сейчас на рынке появилось немало фирмочек, говорит Оксана Король, к которым нужно относиться очень осторожно.

Ещё один признак — скидки. Тут бизнесмены расходятся во мнении. По словам Оксаны Король, очень подозрительной является скидка в 5%. По её мнению, даже трехпроцентная скидка дается фирме непросто, а если компания предлагает больше — это путь в никуда.

Добавим, что «Альфа-тур» организовала акцию, в рамках которой предлагала пятипроцентные скидки каждую пятницу. Правда, на ограниченное количество отелей и стран. Нина Столбова спорит, что скидки в 3—5% — это нормально. Многие турфирмы предлагают их постоянным клиентам. «А вот 8—10 процентов — это уже много», — говорит Столбова.

По мнению Марины САМАРИНОЙ, заместителя директора турагентства «Ольвия», проблемы на туристическом рынке появились не только из-за политики. Одна из главных причин — его непрозрачность. «Авиаперевозчик не несет никакой ответственности перед туроператором, — говорит она. — Им нужны четкие договорные отношения, разграничение ответственности. Плохо на общую ситуацию влияет и большое количество фирм-посредников, надежность которых зачастую сомнительна. Аналогично — со страховщиками, которые оказываются попросту несостоятельными».

Ожидается, что в ближайшее время в Госдуме обсудят поправки в федеральный закон о туризме, среди которых и создание системы допуска на туристический рынок, и компенсационный фонд для туристов, и новые правила для страховых компаний.