Четверг, 18 июля 2024

Редакция

На амвоне — тишина, в Краматорске — тёща

Отныне лично причастен

Священник церкви Георгия Победоносца в Старой Руссе отлучил от причастия подстрекателей войны в Украине

Как сообщает «Новая газета», священник сделал это 31 августа во время проповеди.

По информации издания, он недавно вернулся из Краматорска (Украина, Донецкая область), где в ходе военного конфликта между силовиками и ополченцами велись боевые действия, и просил предать гласности свои слова:

«Я, недостойный священник Григорий, властью мне данной на основании правил святого Василия Великого, отлучаю от святого причастия сроком на 20 лет всех, кто по своей воле взял в руки оружие для участия в братоубийственной войне на Украине. Также на основании правил святого Василия Великого сроком на 11 лет отлучаются от святого причастия все те, кто своей деятельностью и своими словами устно или письменно подстрекал к участию в братоубийственной войне. Аминь».

В церкви Георгия Победоносца «НВ» подтвердили, что отец Григорий здесь действительно служит и 31 августа выступал с проповедью. И настоятель храма отец Амвросий (Джиган) сказал, что ему передавали, что отец Григорий «что-то такое» говорил, но сам лично он этого не слышал, так что, мол, обсуждать нечего. «Знаете, была такая организация — ОБХСС, — увел вдруг разговор в иную плоскость отец Амвросий. — А есть ОБС — одна бабка сказала». Однако подтвердил, что отец Григорий действительно недавно вернулся из Краматорска, куда ездил по личному делу — за матерью своей жены. Правда, после того как я процитировала текст, настоятель заговорил иначе: «Вот это уже, матушка моя, серьёзно».

По словам отца Амвросия, священник не имеет права отлучать от причастия. В переводе с церковного языка на светский это означает превышение полномочий. «Даже если бы это решил сделать благочинный, он должен согласовать это с правящим архиереем, то есть с Митрополитом Новгородским и Старорусским Львом», — отметил отец Амвросий. Он обещал, что проверит, соответствует ли сообщение «Новой газеты» действительности, «чтобы нам лысыми не остаться». В следующей беседе настоятель храма порекомендовал обращаться за комментариями прямо к митрополиту, и вообще, «лучше ничего не писать про проповедь отца Григория: дело-то вонючее».

Чем именно пахнет дело, до конца всё-таки не понятно. С точки зрения светского журналиста, отец Григорий, если ему принадлежат опубликованные в «НГ» слова, довольно обтекаемо определил и участников, и подстрекателей войны. «Кто по своей воле взял в руки оружие»... К таковым относятся мобилизованные воины? Правило 29 у святого Василия Великого довольно гуманно смотрит на тех, кто отдает распоряжения (в том числе — о мобилизации): «Начальников, клянущихся зло сотворить подчиненным, весьма нужно врачевать. Врачевание же их двоякое: одно — учить их, да не клянутся поспешно, другое же — да не остаются при злых намерениях».

Другой вопрос: виноваты ли те, кто защищает свои дома и своих родных с оружием в руках? И вновь Василий Великий четкого определения вины здесь не дает. Правило 11 у него гласит: «Невольное соделавший убийство достаточное понес наказание, был отлучен в продолжение одиннадцати лет», а правило 13 уточняет: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия».

И еще. В Украине в настоящее время действует каноническая Украинская православная церковь, которая является самоуправляемой в составе Московского патриархата, но есть также Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Распространяются ли на их приверженцев правила Василия Великого? И тем более — призыв к отлучению представителя Новгородской митрополии, являющейся частью Московского патриархата? И скорее всего, снова говоря светским языком, полномочия отца Григория не имеют силы на чужой юрисдикции.   

Ответить на все вопросы мог бы отец Григорий. Но связаться с ним невозможно...

Владимир БОГДАНОВ (фото)