Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Банный день

Поддай парок да лезь на полок

— Почему не любили современники Лжедмитрия I, почему не считали его настоящим русским царем? — спрашивает меня директор МУП «Городские бани» Татьяна ИВАНОВА и сама же отвечает: — Дело в том, что не соблюдал он наших обычаев, не спал после обеда и не ходил в баню по вторникам и четвергам, а это были традиционные банные дни, так уж повелось на Руси.

Сейчас-то, конечно, нелюбовь к русской баньке вряд ли бы изобличила чужака. Однако традиция жива до сих пор. В баню нынче ходят не только те, кому негде больше помыться, но и счастливые обладатели собственных ванных комнат. Пенсионеров среди них не так уж много, все больше люди среднего возраста, да и молодежь подтягивается.

Кто-то веселится с друзьями, кто-то приходит один, чтобы смыть с себя все заботы, скопившиеся за неделю. Недаром говорят, что в день, проведенный в бане, человек не стареет. Шутят, конечно, но в каждой шутке есть доля правды.

Иных уж нет
Новгородцы баньку тоже уважают. Опрос знакомых подтвердил: многие если не ходят туда сами, то уж точно знают тех, для кого банные дни стали традицией.

А между тем в этом году баням Великого Новгорода пришлось несладко. Из-за долгов перед «Теплоэнерго» и другими организациями предприятие чуть было не стало банкротом. Спасла субсидия из городского бюджета. Администрация и депутаты долго обсуждали, стоит ли выделять деньги, но в итоге все-таки решились на это. Теперь МУП «Городские бани» получит почти 10 млн. рублей на покрытие долгов. Бюджетный подарок тем более ценен, что пришелся на юбилейный год — 14 октября предприятию исполнится 60 лет.

В 1954 году, когда оно создавалось, бань в городе было две: на набережной Александра Невского и на Дмитриевской улице, нынче переименованной в Великую. К открытию последней баньки как раз и приурочили объединение в единый комплекс. К слову, он включал еще шесть парикмахерских и прачечную. Постепенно появлялись новые заведения. В 2003 году открылась баня в Кречевицах, и всего их стало восемь. Правда, не все дожили до наших дней. Уже не работают две, те самые, с которых все началось, да и баня на Германа сейчас закрыта. Власти хотят продать ее с аукциона. Осталось пять бань на 463 посадочных места, и почти каждая требует солидного ремонта.

Почему же закрываются бани? Неужели народ наш их все-таки разлюбил? Нет, не в этом дело. Пусть в банях сейчас не так многолюдно, как в советские времена, но число посещений уже несколько лет остается стабильным: около 230 тысяч в год. И тарифы на помывку щадящие — гораздо ниже себестоимости.

Анекдот в тему
— Але, это морг?
— Нет, это баня.
— Блин, а мне нужен морг!
— Ну, вы хоть помойтесь для начала.

— В среднем с каждого человека мы недополучаем 30—40% той суммы, которую он платит, — говорит Татьяна Иванова. — Увеличить тариф можно, но это — социальная услуга и должна оставаться доступной. У нас в городе около 10 тысяч человек, которым негде мыться, кроме бани. Люди из частного сектора, из общежитий... Все идут к нам. Если повышать тарифы до себестоимости, в Волховском и Кречевицах один визит в общее отделение будет стоить 1100 рублей, а сейчас — 140. В остальных трех банях выйдет дешевле, но ниже 330 не опустится. Кто пойдет в баню при таких ценах?

Ясно, что мало кто. Есть и еще один нюанс: если в баню за день придет десять человек, ей это будет менее выгодно, чем если их окажется сто. Помещение-то все равно отапливается, свет в нем горит, сотрудники работают, а за все это надо платить. Когда посетителей мало, сэкономить можно разве что на воде, но убытки все равно будут больше, чем выгода. А эксплуатация, между тем, стоит дорого, да и капитальный ремонт бань, по-хорошему, нужно делать раз в 15 лет. Всему виной особые условия их работы.

Из-за жары, влажности и моющих веществ, использующихся при дезинфекции, стены и перекрытия служат меньше, чем могли бы. Иногда бани закрывают на профилактический ремонт, и даже это сопряжено с определенными трудностями: например, печь должна остывать почти месяц перед тем, как ее можно будет перебирать. Что уж говорить о ремонте капитальном! Дело это весьма затратное. Собственных средств муниципального предприятия на него хронически не хватает. Так и закрылись две первые городские бани. Денег на ремонт не было, а оставлять помещения без реконструкции становилось опасно.

По велению души
Остальные бани пока держатся, но и их давно пора ремонтировать. В первую очередь это касается бани в Волховском, которая сейчас находится в самом плохом состоянии из всех. Потом — бани на Юннатов, на Корсунова...

Из всех заведений только тому, что расположено на Хутынской, повезло: в 2008 году за счет бюджета его привели в порядок. Когда дойдет очередь до остальных, неизвестно. Пока денег у предприятия хватает далеко не на все: там подкрасить, здесь подмазать, поменять краны или трубы — глядишь, а средства и кончились. Это, конечно, лучше, чем ничего, но все же такого ремонта явно недостаточно.

Так что же, рассчитывать только на бюджетные субсидии? Сдается мне, это не совсем правильно. Часть затрат бани вполне могут покрыть и сами.

Емельян Корнеев. «Русская баня». 1812 г.Все просто: если примерно половина из тех, кто посещает парные и сауны, приходит туда за удовольствием, значит, удовольствий должно быть больше. Руководство предприятия, кстати, понимает это и старается учесть вкусы тех, кто приходит в баньку по велению души.

За последние несколько лет открыты три новые сауны, работают отделения с бассейном. Результат, как говорится, налицо: если в 2011 году бани получали от дополнительных услуг миллион рублей дохода, то в 2013 сумма выросла до пяти миллионов. А если еще и аквапарк открыть! Есть у Татьяны Ивановой такая мечта.

Городу бы аквапарк не помешал. Предыдущий проект, связанный со строительством у нас аквапарка, давным-давно заглох, и любителям водных аттракционов приходится кататься либо в Боровичи, либо в Санкт-Петербург. А построим мы свой — потянутся и местные жители, и туристы, ищущие, чем бы заняться вечером, после осмотра достопримечательностей.  

Правда, вопрос опять же упирается в деньги. Строительство аквапарка обойдется минимум в 50 млн. рублей, а значит, надо либо искать инвестора, либо ждать помощи от города. Да и проект это такой, что за год не окупится. Вот за пять лет — другое дело.

Вместо эпилога
Впрочем, аквапарк — все-таки заморское изобретение. Мне же кажется, что главное — не потерять саму идею русской бани. Недаром туристы, приезжающие в Новгород из других стран, любым саунам предпочитают общие отделения, которых они у себя на родине не видели. Некоторые местные гостиницы идут путешественникам навстречу, устраивают для них посещения бань. Почему бы и нет, если людям нравится?

Думаю, рекламировать бани как новгородскую диковинку — неплохой вариант. Работать над имиджем, учитывать пожелания клиентов, не забывать про рекламу... Глядишь, и получится все. По крайней мере, сейчас, в преддверии юбилея, хочется закончить именно на этой оптимистичной ноте.

Фото из архива «НВ»