Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Структура путешествия

Бесчисленное множество норвежских дорог пробито в высоких скалах

В мировом туристическом рейтинге Норвегия занимает 19-е место

В поездку по северному королевству я отправился не в комфортных условиях путёвочно-туристической поездки, а в автономно-палаточном режиме за компанию с «дикарями» (то есть вольными странниками) на колёсах.

Поэтому благоразумно запасся тёплой одеждой: пускай июль, но всё же горы, где снег не тает, всё же ночи на воздухе, всё же и правда север, хотя и окаймлённый Гольфстримом. Однако норвежская природа оказалась на диво милостива, и утепляться не пришлось ни разу. Порой было и вовсе жарко.

«Не сравнить с Афинами — прохладно», — пел Высоцкий в зарисовке о Ленинграде-городе. На земле викингов оказалось наоборот. Пересекая очередной фьорд и вглядываясь с палубы парома в поросшие сосной и можжевельником скалистые берега над синими волнами, я ловил себя на мысли, что если не знать, где находишься, то можно запросто принять этот пейзаж за Средиземноморье.

Ровно за год до меня по Норвегии путешествовал мой друг, и за две недели, проведенные им в пути, лишь четыре дня выдались без дождя. Нам дожди тоже достались, врать не буду, но было их мало, шли они умеренно и аккуратно, стараясь не выливаться за пределы ночи или в крайнем случае утра. Грех жаловаться.

Наоборот, из-за жары организм требовал регулярно пополнять его влагой. Бутылки и фляги с водой из супермаркета расходились влёт, но перспектива разориться скоро растаяла. Чем дальше к северу, тем меньше нужда тратиться на воду. Любой ручей, любая речка готовы угостить путника природным напитком росной чистоты. Наливай да пей! Ни кипятить, ни фильтровать, ни еще как-то обеззараживать стекающую с ледников и снежников водицу не нужно. Приятно, и совсем не мелочь!

Тысяча и один вариант
С ночёвкой для путешественников по Норвегии проблем тоже нет. Возможность заночевать, ночлежная инфраструктура представлены здесь на разный запрос и кошелёк, что немаловажно, ведь Королевство Норвегия — страна дорогая. Можешь, бронируй себе отель со всеми удобствами, тратя за ночь месячную зарплату среднего российского бюджетника. А не можешь, ставь палатку где угодно и бесплатно, но не более чем на сутки. Между двумя этими крайностями существует ещё масса вариантов.

Кемперы — дома на колёсах — очень популярны в Норвегии.  В кемпинге их можно подключать к электрической сетиНаиболее демократичный и относительно бюджетный вариант — остановиться в кемпинге, который также даёт возможность выбора. Разумеется, плата за уровень комфорта дифференцирована. Припарковать авто и заночевать в своей палатке обойдется в среднем в 140–150 норвежских крон, 700–800 рублей по-нашему. С мотоциклом дешевле, с «дорожным домом» (прицепом или кемпером) дороже. Можно арендовать кемпер, установленный тут в виде стационарного домика. Можно поселиться и в настоящем домике с минимумом удобств, и в домике со всеми удобствами (такой называют «хютте», что созвучно нашему слову «хата»). Только плати. Для всех, кто не в «хате», туалет общий, и общая кухня с возможностью мыть посуду. Это, так сказать, включено в стоимость. А за душ придётся заплатить сверху — либо на ресепшене, либо бросив монетку в приёмное устройство. С монеткой вода течёт несколько минут, и надо поспешать. Не успел — доплачивай еще 5 крон...

Свыше 1000 кемпингов разбросано по норвежской земле. И все востребованы. По крайней мере о тех шести, в которых случилось ночевать с собратьями по поездке, могу свидетельствовать: не пустовали. Но и мыкаться от одного к другому в поисках свободного местечка нам ни разу не пришлось. Думаю, всюду ситуация аналогичная, ведь Норвегия очень популярна в плане туризма, 19-е место в мировом рейтинге не шутка. Полюбоваться природными красотами и культурно-историческими жемчужинами страны ежегодно приезжают, прилетают и приплывают более 2 млн. человек со всего мира, что равняется 40% населения самого королевства.

В кемпинг «Гровен», что в губернии Телемарк, мы приехали уже поздно, смеркаться начиналось. Домик-ресепшен был закрыт, но нас успокоили, мол, размещайтесь, заплатите утром. Так и вышло. И никто в данном случае не боится, что вы удерёте, переночевав на халяву. Во-первых, менталитет у людей другой. Это на Руси нынешней, куда бы ни зашел, тебя на всякий пожарный встречают с подозрением — мало ли жуликов на свете... У них же, видя впервые, априори предполагают в тебе честного человека. Как говорится, почувствуй разницу. А во-вторых, всюду если не видеонаблюдение, то сознательные граждане, поэтому номер твоей машины очень быстро попадет в полицию. И если даже не задержат на дорогах страны, то неприятные вопросы зададут на границе, и выйдет себе дороже.

Ах, дороги!
Человеческий мозг изначально заточен на сравнение и анализ, поэтому, бывая за границей, сравниваешь не от вредности характера, а инстинктивно. Вот и на этот раз... Если в России две главные беды, то в Норвегии как минимум на одну меньше. Понятно, в столичном регионе и на горном плато Телемарка дороги разные, но в основе своей замечательные по качеству. Протяженность сети автодорог общего пользования в королевстве составляет 93 тысячи км, из них 72 тысячи с твёрдым покрытием.

В таких хютте с земляными крышами когда-то жили неприхотливые викинги,  а сегодня в них селятся туристы, желающие ночевать с комфортомКогда-то слышал я байку, будто норвежцы буквально не знают, куда девать деньги от нефтедобычи, поэтому снимают покрытие с и без того отличных дорог и закатывают их новым, суперсовременным асфальтом. Ничего похожего за поездку увидеть не привелось, а может, норвежцы поумнели и одумались, а может, и вовсе не было никогда ничего такого. Тем не менее отличных дорог там, правда, большинство. В скалах прорубленных и по гладким холмам проложенных. Платные автострады — обычное явление. Причем утверждают, что сбор за проезд по ним идет не теоретически, а практически на поддержание в надлежащем состоянии самих дорог и строительство новых — то есть в карманы дорожников, а не чёрт знает кого. И верю, знаете ли...

А вот куда норвежское правительство действительно направляет огромные средства, так это в строительство тоннелей. Гористая местность, риск камнепадов, суровый климат, множество фьордов и тому подобные проблемные природные условия то и дело создают трудности для автосообщения. Да и весьма привычные паромы не всегда могут обеспечить надежную круглогодичную связь между берегами многочисленных фьордов. Так что тоннелей много, длинных, коротких, широких и поуже. Многие прекрасно освещены, но есть и такие, вся иллюминация в которых — фары вашего автомобиля. Часто видишь боковые «карманы» для вынужденной остановки, телефоны для вызова аварийной службы. Но это бы ладно. Неподдельное изумление вызвала у нас выстроенная в недрах скалы просторная кольцевая развязка.

На трассах то и дело встречаются культурно организованные площадки для отдыха. Обычно их обустраивают в живописных местах близ водоема. Здесь можно посидеть не на корточках, а на лавочке, любуясь красотами и дыша натуральным кислородом. Хотя интенсивное движение случается, но пробок на дорогах мы нигде не встречали, так что воздух и правда чистый, природа покуда справляется. На площадках вы можете и подкрепиться, цивильно сидя за установленными здесь столиками, прочесть и рассмотреть на стенде с картой нужную туристу информацию о регионе, сходить в туалет, умыться. И даже если к вашим услугам не окажется умывальника, его всегда заменит чистейшая вода из речки, озера, морского залива.

Фото автора