Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Приходи на меня посмотреть

Когда родственники забывают о своих стариках, заботу о них берут на себя социальные работники

Всё больше новгородских пенсионеров нуждаются в сторонней помощи

Стоит ли считать праздничным День пожилого человека? Думается, что нет. Потому как праздник — это когда все, причастные к дате, могут с уверенностью сказать, что сделали всё возможное для улучшения жизни своей и других — малых и старых.

По данным департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области, в регионе сейчас проживают 140 тыс. людей в возрасте старше 60 лет, многие из которых нуждаются в полном или частичном уходе на дому, содействии в решении юридических, пенсионных, хозяйственных вопросов. Наш репортаж о том, как живут и в чём нуждаются престарелые новгородцы.

Ни что человеческое…
С Ириной ЖИЖИНОВОЙ, сотрудником Новгородского центра cоциального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Забота», мы встретились у продовольственного магазина. Женщина купила для своих опекаемых три полных пакета продуктов. Нагрузившись сумками, направляемся по адресам.

— Привыкла называть своих клиентов пожилыми людьми. А ведь мне и самой уже 67 лет, — улыбаясь, начала разговор Ирина Михайловна. — Вообще, я — педагог. И в школе работала до пенсии. После дома несколько лет сидела — хозяйством занималась да за внуками приглядывала. А потом тяжело заболела мама — ухаживала за ней до самой ее смерти. За это время многому научилась — уколы делать, бережно поднимать, переворачивать на кровати, чтобы боли не чувствовала, подбирать нужные, ободряющие слова, не давать ей и себе впадать в уныние. Когда мамы не стало, образовалась в душе пустота. В таких ситуациях это нормально. Но однажды вдруг поняла, что не могу больше сидеть без дела, захотелось помогать другим людям. Так я и попала в социальную службу. И вот уже более десяти лет в отделении по обслуживанию на дому тружусь.

Сейчас у Ирины Михайловны 12 подопечных. Есть среди них и одинокие старики, но немного. В основном люди семейные — дети и внуки есть, но заглядывают они к пожилым родственникам изредка, а то и вовсе не в Новгороде живут. Поэтому заботу о больных пенсионерах и берут на себя социальные работники.

— У нашего центра несколько отделений по обслуживанию на дому, охватывающие все районы города. Есть специализированное медико-социальное для лежачих больных, инвалидов, — продолжает Ирина Михайловна. — Каждый сотрудник отвечает за 10–12 пенсионеров. Конечно, наши услуги платные, но из опыта могу сказать, что, получая почти полную помощь по дому и уходу, больше 500–700 рублей в месяц наши пожилые клиенты не платят.

По словам специалиста, ее опекаемые — это в основном люди, имеющие серьезные заболевания, почти не выходящие из дома. Они потихоньку справляются с готовкой еды, уборкой, но за продуктами, в поликлинику, на почту за пенсией сами не могут сходить, нужно им помогать принимать душ, стирать одежду…

— Особенно сложно с медицинскими услугами, — сетует Жижинова. — Казалось бы, все поликлиники Великого Новгорода объединены в одно учреждение — Центральную городскую клиническую больницу. Но почему-то правила обслуживания в них разные. Так, например, на кабинетах терапевтов поликлиники № 4 есть объявления о том, что социальных работников принимают без очереди, а в других подразделениях мы идем в порядке живой очереди, а на это каждый раз как минимум по часу уходит. В поликлинике № 1 клинико-экспертная комиссия, которая заверяет бесплатные рецепты льготникам, действует только в первой половине дня, хотя в других учреждениях график таких комиссий в течение недели меняется, и можно подстроиться. И совсем плохо с вызовом узких специалистов к старикам на квартиру — заявки в городских поликлиниках принимают, но нужные доктора могут приехать только через месяц или два. Как выходим из положения? Не скрою, если пенсия у подопечного приличная, чтобы ускорить лечение или прохождение обследования перед операцией, предлагаем воспользоваться услугами частных медицинских центров — их сотрудники почти все анализы и прочие диагностические исследования делают на дому. Нам остается лишь результаты забрать.

Пока обсуждали тему нужд пожилых, немощных людей, не спеша подошли к дому, в котором Ирина Михайловна присматривает сразу за двумя дамами.

Сильные духом
Две Ивановны — Любовь и Людмила — хоть и живут в соседних подъездах, но не знакомы, потому как по состоянию здоровья не выходят из своих квартир. Два разных человека, но истории их одиночества схожи.

Обе — не новгородки. Одна с мужем, когда вышли на пенсию, переехала сюда из Мурманска, другая с супругом и семьей дочери — из Казахстана. Купили квартиры — просторные и светлые, ремонт сделали, мебелью обставили. Пенсию хорошую им начислили. Чего еще на старости нужно: живи да радуйся. Но счастье было недолгим. Беды — одна за другой — навалились на семьи: неизлечимые болезни, смерти, предательство близких.

Сейчас женщины в своих просторных хоромах, словно узницы в темницах — ходят с трудом, самые простые домашние дела даются нелегко, одеваются и то с передышками.

— Когда муж умер, признаюсь, тоже стала о смерти думать, — рассказывает Любовь Ивановна. — Считала, что никому я не нужна. Помогла взять себя в руки мой социальный наставник Ирина Михайловна. Что мне, старой, надо? Чтобы продукты свежие приносила, чтобы помогала помыться в ванной, постель перестелить, лекарства купить, врача вызвать, иногда уборку сделать. Ну и, конечно, чтобы просто со мной беседовала — новостями делилась, про цены в магазинах рассказывала, погоду, урожай на огородах.

Людмила Ивановна оказалась менее разговорчива, но провела по квартире, предложила чаю. По словам Жижиновой, женщина не совсем восстановилась после инсульта, но старается всё делать сама. Ее часто навещает терапевт, который после каждого визита оставляет для соцработника письменные рекомендации или приглашает к себе на прием за рецептами и назначениями. И общими стараниями пенсионерка идет на поправку.

Когда я уходила, Ирина Михайловна раскладывала купленные для своей подопечной продукты в холодильнике и объясняла ей, какие анализы назначил доктор. Взглянув на часы, сказала, что ей сегодня еще нескольких пенсионеров нужно проведать да в госпиталь ветеранов забежать.

*   *   *

Демографы констатируют: население страны стареет. Два года назад пожилых от общего количества россиян было 20%, в 2014 году уже 24% (в Новгородской области — 27%). По прогнозам, к 2020 году 30% граждан России достигнут пенсионного возраста.

И их нельзя списывать со счетов. Нельзя, отправив человека на пенсию, забыть о нем.

Фото автора