Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Над Барселоной небо без облаков

Вы не поверите! Но планировка Барселоны очень скучная. Зато каждое отдельное здание — картинка

Путешествие, от которого было невозможно отказаться

(Продолжение. Начало в «НВ» от 24 сентября)

Главная улица в Барселоне называется весьма странно — Диагональ. Почему — очень просто объясняется: она пересекает весь город по диагонали.

Конечно, я поинтересовался у гида: неужели 15-километровый проспект (Avinguda Diagonal — авенида, то есть проспект, Диагональ), который проложили явно со смыслом, не могли назвать погромче, что ли? Он сказал, что в свое время называлась она вполне подобающе — проспект генералиссимуса Франсиско Франко, который, придя к власти Испании, вечный вопрос с автономией Каталонии решил кардинально: казнил около 4000 тысяч левых активистов во главе с их лидером. За это в 1939 году проспекту и дали его имя. Каудильо умер в 1975 году, но еще четыре года прошло, прежде чем вернулось старое название, которое в 1859 году дал бесталанный поэт, несостоявшийся историк и успешный политик Виктор Балага — Avinguda Diagonal.

Меридианы и параллели
По большому счету, Балага был не поэтом вообще, а стихотворцем. Он никогда не печатался под своим именем и первое стихотворение сочинил в 33 года. Ему хотелось в политику, что и сбылось, когда он написал первый том «Истории Каталонии». За это его выбрали депутатом парламента. И тут стало не до истории: за второй том он даже не взялся…

Однако идея (или шутка?) Балага назвать Диагональю главную улицу обновляемой Барселоны была подхвачена. Вторую доминанту окрестили авенида Меридиана, так как она была проложена почти точно по парижскому меридиану. Причем тут Париж? До 1884 года именно Парижский меридиан был нулевым — с него начинался отсчет координат. В 1884 году нулевым стал Гринвичский меридиан.

А весь перец в том, что конкурс на перспективную застройку Барселоны выиграл архитектор-любитель Ильдефонс Серда. Его замысел состоял в том, чтобы разбить новый город, который будут строить за пределами старой Барселоны. Старая Барса уже не вмещалась в стенах крепости, и в 1854 году стены разрушили.

За ними Серда хотел построить город по принципу дачных участков в СССР (это сравнение для более полного понимания). Каждый квартал должен был быть квадратом со стороной 133,33 м. Квадрат со сторонами в 20 кварталов (2666,6 м) образовывал округ, в котором должны были быть парк, больница, школа, рынок и т.д. Ширина улиц в новой Барселоне — 20 м, высота домов — не более 17 м, углы всех домов, которые находятся на пересечении улиц, скошены на 45 градусов (то есть каждый перекресток — небольшая площадь).

Рассекают эти округа проспекты Диагональ и Меридиан шириной по 50 м. Потом появилась и третья главная улица Гран Виа (Большой путь), которой в проекте Серда не было. Она, по моему мнению, отделяла город от прибрежной (портовой) зоны. Потом появилась авенида Параллель. Это, кажется, из озорства проложили проспект по 41-й параллели и сделали культурной артерией Барселоны. На Параллели — все главные театры и мюзик-холлы города, множество кабаре и ресторанов. Это не каталонский Бродвей, но нечто похожее на 42-ю стрит в Нью-Йорке.

Газон по Диагонали
Но хватит про улицы. Хочу напомнить, что авенида Диагональ заинтересовала меня лишь своим экзотическим названием. Первый постсоветский каудильо Новгорода Олег Очин придумал же в свое время (12 сентября 1991 года) вернуть улице Горького «старинное название» Газон. Себя председатель горсовета (он же — бывший парторг Политеха, отрекшийся от КПСС как черт от ладана) мечтал переназвать посадником, а горсовет — вечем. Но общественность вдруг увидела, что, кроме игры в слова, Олег Федорович ни на что не способен, и по-новгородски «указала ему путь».

Да вру, конечно! С выборной должности его сперва заманили на исполкомовскую. И спустя полгода выставили. Так он еще успел по инерции в Госдуму первого созыва просочиться и в губернаторы баллотировался, прежде чем раствориться в политическом небытии.

Но Газон остался. Хотя сказать, что именно газонами эта 300-метровая улочка и знаменита, никак нельзя. Может, кто-то думает, что Газон — это фамилия нашего знаменитого предка? Господь с вами!

Между тем в романтичную Каталонию на проспект Диагонали я был вывезен из приморского отеля (убейте, не помню его названия, но точно, что рядом стоит отель «Меркурий» — видел это каждое утро из окна), вывезен в состоянии среднего недомогания. Будучи интуристом старой закалки, я никак не могу привыкнуть к провокациям ненавязчивого сервиса наших партнеров. А именно: если в отеле Аll inclusive, значит — всё включено!

Этот жираф Хосе Граньера  украшает один из уголков проспекта ДиагоналиАll inclusive
Каждое посещение ресторана в таком случае становится для многих россиян подлинным испытанием. Я в их числе. И не то чтоб дома недоедаю. Просто хочется всего попробовать — это раз. А два — не могу не есть на пустой желудок. Поэтому, как правило, первые трое суток посвящаю очень тесному знакомству с местной кухней.

Об испанской скажу: не заметил! Я честно смешивал жареную рыбу с котлетками для гамбургеров, укладывал сверху омлет с мацареллой, а еще выше — дольки арбуза и ананаса, запивал кофе и спрайтом. Чувствуя определенную утомленность, вставал из-за стола и проходился вдоль парадного строя блюд, обязательно обнаруживая ранее не увиденное. Например, суп — великая редкость в европейских ресторанах… Вы понимаете, что мороженое в довершение такого завтрака уже не являлось десертом. И даже не оставляло послевкусия во рту. Переваливаясь с боку на бок, как Освальд Честерфилд Кобблпот (надеюсь, вы смотрели «Бэтмена»), я шел к бассейну, надеясь залучить несколько минут для отдыха. Увы мне! Внук уже успевал подготовиться к увлекательной игре «Гена, догони меня!». Аll inclusive!

Я, разумеется, просил отсрочки, апеллируя к тому, что силуэт моего тела в профиль здорово походит на гору Кастельдефельс, куда меня грозились взять на экскурсию, чтобы поужинать в знаменитом аргентинском ресторане «Чало». Ничего про «Чало» я в жизни не слыхивал и понимал, что это всего лишь хитрость, чтобы выманить меня с территории отеля. Но делать на этой горе Кастельдефельс — будь она трижды уникальна — мне абсолютно нечего, так как из Интернета я уже знал о ней как о средоточии отелей и кемпингов и вполне логично рассуждал, что ехать из одного отеля, чтобы смотреть на другие, — занятие бессмысленное. Уж лучше попытаться догнать внука. Хотя это времяпрепровождение интеллектуальным тоже не было: если я его догонял, он радостно кричал: «Еще!». А если медлил, то подгонял: «Ты можешь быстрее, старый толстый дед?».

Разумеется, занимался догонялками я исключительно в бассейне, что требовало недюжинных сил и ловкости. И хорошего питания. К вечеру третьих суток поднялась температура. К счастью, наутро она пропала и с ней — аппетит. Я снова был свободен, несмотря на некоторое недомогание и настороженность к салатам!

Барселона, как и было обещано
Вот тут-то мне и было сказано, что пора приступить к знакомству с достопримечательностями Барселоны, для чего мы переезжаем в другой отель — «Принцесса София» на улице Диагональ.

Конечно, сейчас не составляет труда выбрать себе отель в любом уголке мира. И я не считаю себя специалистом по барселонской недвижимости, хотя дочь сказала, что здесь комнаты и квартиры сдают так же просто, как и в Новгороде. То есть не обременяют себя официальными процедурами регистрации гостей. Однако спокойнее всего остановиться в отеле. «Принцесса София» в этом плане гармонично сочетает качество и цену.

Это уже довольно старый отель, построенный в 1975 году. Но, конечно, не ветхий. Старомодный, скажем так, с виду. А все, что там есть, вполне себе современное: бассейн с массажными ваннами, ресторан с Аll inclusive, телевизор и кондиционер, просторные номера. Но на всей 79-метровой громадине — ни одного балкона. Гостиница «Минск» в миниатюре, вспомнил я Москву.

Что еще удобно, сообщила мне дочь-проводник, до городского пляжа — четыре остановки на метро, а до метро — пять минут. Второе оказалось правдой. Первое? Семь остановок и 45 минут пешком. Чтобы я мог полюбоваться готикой барселонских улиц и поудивлялся, как можно жить в доме, из окна которого легко дотягиваешься рукой до окна дома на противоположной стороне улицы?! Хотя меня в той 45-минутной прогулке более всего удивил магазинчик, куда мы зашли, чтобы купить бутылку воды. Попробуйте-ка получить удовольствие от такого перехода на 30-градусной жаре! Так вот бутылка воды без газа обошлась нам в 2,1 евро, а за бутылку белого «Таррагона (Tarragona)» мы заплатили бы 2,3 евро. Правда, воды было 1500 мл, а вина — 750. При этом я не видел в магазине очереди, а у входа — мужчин, сшибающих мелочь.

Кстати, разговоры о пьянстве русских на отдыхе за границей мой опыт не подтверждает. Собственно, мне довелось быть накрытым волной разгула только раз — в 1985 году, в Болгарии, когда мы побывали в Варне в международном доме отдыха журналистов. Измученные горбачевской борьбой за трезвость мужчины сразу по приезде вызвались разведать местность и были контужены, увидев в первом же киоске недоступную «Плиску» по 4,6 лева за 0,5.

Что скрывать: мы усугубили в тот вечер. И чуть не умерли на другой день. Это была первая встреча с контрафактом, после чего болгарское бренди я покупал только в подарок.

Где сегодня это бренди, где Варна? Осталась одна трезвость…

Слишком много звёзд
В Испании не пили ни русские, ни украинцы, ни итальянцы. У стойки бара, выходящей на бассейн, я каждое утро (день и вечер) видел только одного немца с неизменным стаканом виски, из которого он, кажется, и не пил.

— Папа, — просветила меня дочь, — чтобы узнать, как пьет Европа, нужно ехать в  трехзвездочный отель.

Да-да, она права. Года два назад мы улетали из Египта, и самолет задержали на восемь часов. Это был самолет «Люфтганзы». Нас оперативно отправили автобусом в ближайший кемпинг, где мы искупались, поужинали, а после ужина посмотрели, как отдыхает трехзвездочный европеец. Но об этом как-нибудь в другой раз…

(Окончание следует)

Фото из архива «НВ»