Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Поднять на рога, или

И почему так вышло, что рогатые для деревни — серьёзная угроза

Почему корова деревне становится фактором беспокойства

Рогатый десант из трёх коров, перемещающийся по улицам посёлка, — головная боль администрации посёлка Пола. Найти его можно, а вот обезвредить пока не получается.

Спокойствие сельчан и дачников нарушают своим мычанием, траву топчут, диверсии в виде поломанных деревьев устраивают, минируют дороги «лёпешками». Куда это годится?

Я не я и корова не моя
Администрация Полавского сельского поселения действует с «преступницами» в соответствии с законом «Об административных правонарушениях». Но буренке на хвост протокол не повесишь, предписание не выпишешь. Но, как говорится, на войне как на войне. Специалисты за ними бегают, берут на прицел фотоаппарата, а потом хозяйкам животных снимки с доказательствами демонстрируют и грозят: статья такая-то, штраф — пятьдесят тысяч рублей. Пола — хоть деревня и большая, но вычисляют быстро, в каком дворе коровы постоянно дислоцируются. Между тем их владелицы держат оборону — платить не собираются. И искренне недоумевают, почему их причислили к злоумышленницам.

Пенсионерки Зинаида Михайловна Павлова, Валентиновна Семёновна Шелипова и Елена Васильевна Абушева, так сказать, последние из могикан. Когда-то очень давно трудились на ферме. Несмотря на то, что возраст  перешагнул 60-летний рубеж, продолжают ухаживать за скотиной, управляются с огородом. И другой жизни себе не представляют. Здоровится — нездоровится, будни или праздники, подъём с кровати в пять утра — и к делам. Тем более что коровы-кормилицы худо-бедно, но стабильный доход приносят, существенная прибавка к пенсии. Бабушки обеспечивают сельчан натурпродуктом — свежим молоком, творогом, сметаной. Даже до Парфина везти не надо, всё расхватывается уже в ближайшей округе. Коров-то тут раз-два и обчёлся.

— Скоро коров в Красную книгу занесут, — грустно улыбаются пенсионерки. И пока бурёнки гуляют где-то на свежем воздухе, рассказывают мне за чашкой чая, с чего началось их противостояние с сельской властью.

Где пасутся ко…?
Отношения с ней особенно обострились этим летом. В прошлый сезон, когда животных было больше, их хозяева наняли пастуха, платили ему из своего кармана — тысяча с носа. Вернее, с коровьей морды. Правда, пастух проявил себя как весьма ненадёжный товарищ. Только гонорар получит, сразу торопится отовариваться горячительным, а отсюда все роковые последствия для пенсионерок. Других кандидатур на должность ковбоя не нашлось.

Намаявшись с недобросовестным пастухом, люди стали пеструшек продавать, а кто и резать. Тем более что на этом краю Полы и пастись рогатым негде. И это в сельской местности? — не могу я понять моих собеседниц.

«Там — жилые кварталы, — вытягивают они руку в сторону. — Там — земельные паи, отданные в собственность будущему свинокомплексу, туда не сунься, а там — лес дремучий, всё кустами покрыто, корова туда не пойдёт. Даже сено косить негде — мы его покупаем». По словам женщин, ещё весной с администрацией был уговор о том, что она поможет с благоустройством заросшего участка. Но в итоге их поставили перед выбором: либо идти им с коровами куда подальше, а именно за несколько километров до официального выпаса, либо избавляться от скотины.

Утренние и вечерние походы оказались пенсионеркам не под силу. Поэтому стали выкручиваться: соорудили небольшой загон на пока ничейной земле. Но он меньше полгектара — это разве раздолье? «Корове нужна воля, и чтобы травы поесть, и воды попить», — объясняют мне бывшие доярки. Поэтому бурёнки и прорываются через ограждение. Не обходится без порчи чужих грядок. Капусту у соседей съели. Но вроде, всё миром закончилось — ущерб возместили.

«Где сейчас коровы?» — спрашиваю. «Видимо, болтаются в деревне», —  ответили бабушки с намёком на то, что им всё равно, что по этому поводу думают в администрации.

Ольга Рачеева не знает, где ей пасти коров Стремительная Ракета
Следует добавить, что инициатором моей встречи с пенсионерками стала Ольга РАЧЕЕВА — многодетная мама, на воспитании которой находятся ещё двое приёмных детей. Человек она активный. Выезжает на различные родительские форумы. Пару лет назад на одной из встреч с губернатором, где обсуждались проблемы многодетных, озвучила личную просьбу о приобретении породистой коровы. Глава региона обещал подсобить. И позапрошлой зимой в рамках Рождественского марафона ей торжественно вручили нетель по кличке Ракета. Теперь та самая Ракета рассекает просторы Полы. А её приплод, маленький бычок, пока в орбите двора: стоит на привязи.

Семья Ольги достраивает дом и хозяйственные постройки. Поэтому Ракету на время ремонта отдали на попечение Зинаиды Михайловны Павловой, матери Ольги. А тут появилась такая невесёлая перспектива.

— Наш глава так и сказал нам: надоели мне ваши коровы. Но ведь если было бы пастбище, то тогда не меньше чем десять семей отводили бы туда своих животных, — говорит Ольга и, перечисляя их фамилии, загибает пальцы на руках. — Требуется-то — пригнать трактор и организовать людей для расчистки заросшего участка. Соберутся дети, внуки. Это лето промучились — ладно. Но нужно искать выход, чтобы подобная ситуация не повторилась в следующем году.

Чья бы корова мычала
С Ольгой мы отправляемся к заповедным лугам, которые, как сообщили пенсионерки, обещаны были им администрацией. Потом на её машине объезжаем посёлок и попутно внимательно смотрим по сторонам, чтобы выйти на след запрещённых в общественных местах парнокопытных. Не нашли. Однако справедливости ради отмечу, что посёлок ухожен. Глаз радуют мамочки с колясками и обилие детворы. Но пейзаж... Ну никак не тянет на урбанистический. И почему нельзя в нём найти место для пощипывающей травку коровы? Собственно, чтобы получить ответ на этот вопрос, мы и зашли в кабинет главы поселения Юрия ГРИГОРЬЕВА.

Он, к слову, не был заранее предупреждён о нашем визите. Однако чувствовалось: Юрий Владимирович давно готов к серьёзному диалогу с Ольгой Рачеевой как одной из виновниц коровьего беспредела на вверенной ему территории. Будет ли беседа проходить под запись журналистского диктофона или нет, его, похоже, не сильно волновало. Только что ему поступило донесение — коровы заняли центр посёлка.

— Коровы ломают зелёные насаждения, рога чешут. Они там всё, св...чи, сломали. К нам жалобы поступают, — начал атаку глава.

— Но мы же поднимали вопрос о пастбище? Помогите нам найти пастуха, поголовье падает, — заняла оборонительные позиции смутьянка.

— По закону в деревне пасти коров нельзя. Необходимо расчистить выпас — топор в руки и пошли. У администрации на это средств нет. И как вы представляете себе — найти пастуха для трёх коров? — парировал Григорьев.

В общем, разговор свёлся к тому, что администрация ничем помочь не может и при удобном случае штраф обязательно выпишет. Альтернативы, устраивающей все стороны конфликта, Юрий Владимирович предложить так и не смог, а может быть, и не очень-то хотел. Предложил почитать женщине нормативную документацию. А также дал совет, почему бы Ольге не заставить своих детей пасти коров? Тут уж вспыхнула приёмная мать: «Так за эксплуатацию детского труда на меня органы опеки могут подать в суд».

Так и не придя к согласию с чиновником, Рачеева сделала вывод, что благоустраивать территорию под выпас она станет вместе с супругом. Жизнь Ракеты будет вне опасности.

*   *   *

В Новгородской области случаев, когда привлекали к штрафу за разгуливающих в неположенных местах бурёнок, пожалуй, ещё не было. Если и были они, то выписывали их без громких скандалов. Безусловно, порядок на улицах деревень и посёлков должен быть. За его нарушение нужно наказывать. Но можно посмотреть на проблему иначе: чтобы и коровы были целы, и кусты с заборами. А для этого чиновникам нужно прекратить войну с пенсионерками и начать мирные переговоры. Иначе буренки действительно станут реликтовым животным.

Парфинский район

Фото автора