Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Суши, вилки…

Боишься — не ешь, а лучше ешь и не бойся

Вилки — в суши или палки — в руки?

Женщину спасёт качественный шопинг или вкусная еда. В один из обеденных перерывов мы решили, что второе ближе.

Устроившись за столиком новгородской «Хаси-студии суши» и догадываясь, что из-за отсутствия свободных мест время ожидания заказа явно превысит расчетные 20 минут, мы задумались, откуда такая любовь русского человека к восточной кухне? В экзотике ли дело или как раз наоборот — в умении превращать любое «чужое» блюдо в своё?

Елена КУЗЬМИНА (Е.К.): — Я, попробовав суши несколько лет назад, влюбилась в них. Хотя только сейчас поняла, что почти ничего о них не знаю. Вот, например, роллы. Они, оказывается, называются макидзуси. А главное отличие суши от роллов в том, что суши — это просто кусочки риса, накрытые морепродуктами, а роллы — сворачиваются рулетом. Ещё, как выяснилось, мы обычно неправильно произносим слово «суши». В соответствии с японской фонологией правильно говорить «суси». Так же, как и «мицубиси», «гэйся», а не «гейша», и «рикися», а не «рикша».

Мария КЛАПАТНЮК (М.К.): — Макидзуси? Это?! Впрочем, на вкус, скорее всего, не влияет. Но нелегко мне поверить, что у вас любовь случилась с первого взгляда. Видать, я сильнее испорчена рассказами о солитёрах, которые заводятся внутри нас после этих деликатесов. Заказываю роллы и обязательно спрашиваю: рыба сырая? Если — «да», делаю такие глаза, что узбеки, косящие под японцев, берут свои слова обратно: для вас сделаем не сырую, и будет вкусно! Они врут, я знаю, что они врут, но молчу. Что это за стандарты: сырая и не сырая? Но в главном никто не ошибается — получается действительно вкусно.

Е.К.: — Мой знакомый на рассказы про суши делает брезгливое лицо и спрашивает, как я могу это есть. И вообще, по моим наблюдениям, это довольно распространенная точка зрения. А я в ответ напоминаю про сырые селёдку и кильку. Вообще читала, что для уничтожения паразитов сырую рыбу для суши следует 36 часов держать в морозильной камере при температуре -18оС, а учитывая, что в свежем состоянии в Новгородскую область её доставить практически невозможно, бояться почти нечего. Будем верить, Роспотребнадзор не дремлет.

М.К.: — Хорошая тема для разговоров в ожидании заказа. Мне, если честно, уже страшно. Ты поэтому решила взять запечённые роллы? Думаешь, дополнительная термическая обработка спасёт тебя от...

Е.К.: — Сменим тему, а? Лучше об атмосфере Востока по-новгородски! Ты права насчет узбеков, косящих под самураев.

М.К.: — Это так наивно и даже мило! Особенно когда на груди у суши-поваров висит табличка с именем «Карим» или «Юсуф». Всё по-честному!

Е.К.: — Почти все наши ресторанчики, кафе, студии японской кухни косят под её стиль. Редким удается не переборщить с цветущими сакурами, банзаями и другими приметами Страны восходящего солнца.

Суши, вилки…М.К.: — Я вообще не представляю, как можно соблюсти «атмосферу» в общепите? Если это общепит, а не заведение, в которое ты вошёл священнодействовать палочками! К тому же, замечала, в Новгороде, да и не только, японская кухня отлично уживается с итальянской? Никогда не могла объяснить себе это оригинальное сочетание. Зато ходить с друзьями в кафе очень удобно: мальчикам — пасту, девочкам — роллы.

Е.К.: — Скорее всего, это просто экономия на площадях: русские любят и японскую, и итальянскую кухни. Так почему бы их не совместить? Мы обожаем острое и соленое, а значит — васаби и соевый соус. Сочная карбонара создана для нас. Кстати, по поводу общепита, открой Википедию и узнаешь, что с 2006 года японское правительство озаботилось проблемой псевдояпонских ресторанов. Прошедшие проверку заведения как «истинно японские» получают официальный знак отличия в виде цветущей вишни, который должен быть установлен в окне на всеобщее обозрение, и будут упомянуты на официальном, создаваемом в каждом городе, спонсируемом интернет-сайте японских ресторанов.

М.К.: — Ну да... Что-то ни одной новгородской вишни я не помню! Зато фарфоровых самурайчиков и аквариумы в окнах видела!

Е.К.: — Первые проверки проводились во Франции, где тайные инспекторы были посланы в 80 ресторанов японской кухни Парижа. Приблизительно одна треть ресторанов оказались далеки от стандартов. Так-то… Но я за компромисс между Востоком и Европой. Сидеть, подогнув ноги, за низким столиком, по-моему, неудобно, а пить зелёный чай из обычных чашек скучно — хочется из стаканчиков. Помнишь, как в фильме «Ешь, молись, люби»? Порой мы не можем вспомнить, что ели на завтрак или обед, потому что делаем это на автомате, забываем, что еда — одно из главных удовольствий в жизни человека и часть её.

М.К.: — Смотря какого человека. Вот у Маркеса что ни герой — то проблемы с аппетитом. Сырая земля и штукатурка в «Ста годах одиночества», про «Осень патриарха» вообще молчу. А «Полковник»? Думаю, не надо напоминать, что он ответил на вопрос жены: «Скажи, что мы будем есть?».

Е.К.: — Зато история любви Жоан и Равика из «Триумфальной арки» без кальвадоса (яблочный бренди. — Авт.) потеряла бы много. Именно этот крепкий напиток помог им сблизиться.

М.К.: — Осталось ещё Гоголя вспомнить или Чехова!

Суши, вилки…Е.К.: — Или Мураками. Для его героев приготовление еды — это и путь к себе: одинокая работа за кухонным столом способствует не только насыщению, но и самоанализу. А если речь идет о кухне Японии, страны, где ценить красоту жизни — национальная традиция, — сомнений быть не должно: изредка можно отдаться этому священнодействию. Хотя после первого ролла мне, честно говоря, плевать на правила.

М.К.: — А роллы с майонезом, беконом или ещё бог знает с чем — это тоже компромисс? Я бы в таком случае выпустила национальные варианты роллов: с квашеной капустой и сосисками, с салом и чесночком, картофельные роллы. Да мало ли что можно придумать — заворачиванию в нори поддаётся всё. Великий Новгород, несмотря на свои скромные размеры, отличный дегустационный плацдарм. Хочешь — в сети экономкласса типа «Сушишоп» закажи набор роллов за полторы сотни рублей. Только не удивляйся, что икра, сыр и соевый соус в них одного вкуса и консистенции. А хочешь — выложи 400 рублей за скромную порцию в «Розарио» или «Тепле», и всё случится так, как ты сказала: удовольствие с первого кусочка и до последнего лепестка имбиря. Странно другое: не так давно в Новгороде появилось заведение «Аригато» — узбекская, японская, корейская и европейская кухни! И хотела бы я пошутить на этот счёт, но не до того.

Е.К.: — Да, роллы с картошкой — это, конечно, перебор. И вилки с ножом вместо палочек, которые до сих пор подают даже во вполне уважаемых заведениях, тоже. А вот запечённые роллы мне очень нравятся, хотя я не встречала таких в классическом японском меню и предполагаю, что это кулинарное ноу-хау придумано не в Японии. Правда, в них, по-моему, добавляют слишком много острых специй: вкус крабового мяса или морского окуня даже не всегда удается определить. Думаю, приехав в страну суши, мы узнаем много нового о них.

М.К.: — А пока, подозреваю, наши познания в восточной кухне похожи на ситуацию из анекдота: «Ох и плохо же поёт Шаляпин! — Откуда знаешь? — Да сосед вчера напел пару арий».

Мария КЛАПАТНЮК,
Елена КУЗЬМИНА
Фото с сайта sovetland.ru