Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Мальчик для битья

В школах случаи издевательства одних детей над другими происходят почти каждый день

В научных кругах явление это именуется «буллингом» (от английского слова bully — «хулиган», «драчун», «задира») и обозначает запугивание, физический или психологический террор.

Если кто-то полагает, что издевательства детей друг над другом получили распространение лишь в последние лет 10–20, ошибается. По данным исследований в разных странах, 15–20% несовершеннолетних постоянно становятся жертвами издевательств.

Сотрудники Новгородского областного центра психолого-медико-социального сопровождения утверждают, что почти каждый день в общеобразовательных учреждениях региона буллинг имеет место быть.

— Чаще всего под давление — физическое или психологическое — подпадают дети более слабые, податливые, неуверенные в себе. И как правило, начинается все в младших классах с не очень злых обзывательств, на которые учителя частенько, к сожалению, внимания не обращают, — объясняет специалист центра Нина КОНОНОВА. — Со временем задира, если его выпады старшими не пресекаются, обретает уверенность, и в ход идут более жесткие методы давления и унижения одноклассников. В случаях когда хулиганов никто не останавливает и не наказывает, классу к пятому для них издевательства над другими становятся привычным явлением.

Специалисты отмечают, очень важно, чтобы родители не оставляли без внимания частую перемену настроения ребенка, нежелание идти на занятия, его рассказы, что в классе обижают не его, а кого-то другого. Часто дети именно так подают взрослым сигналы SOS.

— О проблемах у ребенка могут говорить его подавленность, депрессия, тревожность, потеря аппетита, нарушение сна, просьба отвести в школу и забрать, снижение успеваемости, — продолжает Кононова. — Да, эти симптомы характерны и для других детских проблем. Но в любом случае игнорировать их нельзя. На то, что учащийся подвергается именно давлению со стороны других ребят, указывают порезанные, порванные, грязные вещи. У нас был случай, когда мальчик приходил домой, а на куртке были следы ботинок, и мама не придавала этому значения…

Что делать, если родители заметили неладное? Эксперты советуют вначале разговорить ребенка, и если опасения подтвердятся, обратиться к директору школы. В тех учреждениях, где администрация не только на словах декларирует нормы поведения, но следит, чтобы не было конфликтов, и пресекает попытки, случаи буллинга редки.

— К сожалению, нужно признать, не во всех школах детям-тиранам готовы дать отпор. Есть случаи, когда педагоги в курсе того, что происходит. Но либо боятся ввязаться в конфликт, особенно если речь идет о старшеклассниках, либо не знают, какие методы применить, — рассуждает руководитель центра Светлана ЕЛАГИНА. — Но иногда мы наблюдаем иную картину: учителя ведут переписку друг с другом по поводу ухудшающихся отношений между детьми. Классный руководитель докладывает директору, тот направляет резолюцию социальному педагогу. Психолога, когда он есть в школе, часто вообще не посвящают в тему. Приглашают родителей хулиганов и требуют, чтобы их дети вели себя хорошо, никого не третировали. Когда я вижу подобную переписку и доводы школы, что, мол, мы же просим семьи наглецов принять меры, всегда спрашиваю: вы хотите, чтоб родители каждый день вместе со своим ребенком-хулиганом на всех уроках сидели? Да, семья должна заниматься воспитанием, но насилие одних детей над другими допустили именно в школе. К сожалению, есть примеры, когда дети просят защиты и помощи у педагогов, родители подключаются, но школа доводит ситуацию до того, что решить проблему оказывается под силу лишь правоохранительным органам.

В случае многолетнего, затяжного давления одних учащихся на других, выходом для страдающей стороны, как заверяют конфликтологи, может быть устройство в другое учебное заведение. Хотя специалисты говорят, что перевести школьника — полдела: обязательно нужно с помощью психологов понять, почему же ребенок позволил, чтобы над ним издевались, и терпел унижения. Как только причина будет найдена, совместными усилиями можно будет начинать исправлять ситуацию: возвращать незаслуженно обиженным детям уверенность в себе, в свою уникальность, веру в друзей, желание учиться и гордиться собой…

Фото из архива «НВ»