Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Уходим под воду в нейтральной воде

Специальные корреспонденты «НВ» стали свидетелями закладки на Адмиралтейских верфях подводной лодки «Великий Новгород»

Почти три десятилетия субмарина «Новгород Великий» бороздила просторы Мирового океана, держа наших соседей по глобусу в бодром расположении духа.

Для этого подводный крейсер имел достаточный боевой арсенал. Но в 2000-м, отработав свой срок, был сдан в утиль. И вот Адмиралтейские верфи Северной столицы готовят замену легендарному судну. На прошлой неделе состоялась торжественная закладка подводной лодки «Великий Новгород».

История повторяется: и в 1990-е, и теперь Новгородская городская дума была ходатаем присвоения подлодке имени нашего города. Разумеется, при поддержке областных властей. 

Хотя, по большому счету, то время и это — две большие разницы. Тогда флот отчаянно нуждался в поддержке, и город стал шефом «своего» корабля. Теперь это вопрос традиции и статуса. Все-таки Великий Новгород — город воинской славы. В общем, продукты возить в экипаж не придется, а вот державе послужить — это да. Наверняка в будущих походах на борту «нашей» подлодки окажутся и новгородцы.

— Для этого и едем! — сказал мне накануне праздничного события капитан-директор Новгородского КЮМа Николай ВАРУХИН.

Николай Геннадьевич вовсе не торопил события. До спуска на воду всего-то год. По плану это будет 25 ноября. Кто-нибудь из нынешних курсантов КЮМа разве что в военно-морское училище поступит за оставшееся время. А кто-то там уже учится.

Но ехали в Петербург, конечно же, не только «для этого».

Цех №12. Вот так пока что выглядят будущие подводные крейсеры «Колпино» и «Великий Новгород» (справа). Через год вы их не узнаетеДва капитана
Новгородцы Николай МАРЦИНКОВСКИЙ и Алексей ПОЗДНЯКОВ — в прошлом офицеры-подводники. Один — капитан I ранга, другой — II-го.  Форма парадная, настроение приподнятое. Немногие страны имеют военный флот, еще меньше тех, у кого есть подводные лодки, а уж ядерным оружием совсем мало кто может похвастать. Это право больших, показатель великодержавности. Наша гордость и наш надежный щит. Кто-кто, а моряки всей душой приветствуют возрождающееся величие.

До начала торжественной церемонии в цехе № 12 оставалось еще энное количество минут... Вообще тут все было расписано по минутам, но, как выяснилось, на верфи спешил Георгий ПОЛТАВЧЕНКО.  Не значившегося в программе губернатора Санкт-Петербурга надо было дождаться. Лично я Георгию Сергеевичу за маленькую задержку только благодарен: появилось немного времени пообщаться с гостями. Главное — с земляками. А то ведь живешь и не знаешь, какие люди ходят по тем же улицам, что и ты.

И Марцинковский, и Поздняков ходили в «автономку» — 80–90 суток под водой. На борту — полтора десятка баллистических ракет. Точка боевого дежурства? Где бы ни была, главное, чтобы на расстоянии, достаточном для поражения вероятного противника. Кто это был? Послушайте, к чему нам задавать совсем уж глупые вопросы?

Вот скажет моряк: «Дежурили мы тогда на пятой точке...». И что это вы, гражданин гражданский, заулыбались? Нет-нет, просто так. Хотя... Служба — тоже жизнь. Не бывает, чтобы всегда и всюду — на все пуговицы под кадык.

Марцинковский рассказал, как в начале 1980-х смотрели «АББУ». Как раз телевизоры появились на лодке, штук пять. У командира, зама... Ну и общественный тоже. До того вообще ходили «вглухую» — ни тебе транзистора. И вдруг — телевизор! И как раз шведская группа гремела, покорившая весь мир... И что с того, что шведы по жизни безнадежно, но упорно ищут у своих берегов наши лодки? Музыка-то хорошая.

— А у меня до сих пор хранится фолиант, подаренный в Северной Корее, — припомнил Поздняков. — Мы там на берег ходили, нас встречали. В общем, на первой странице — весьма примечательное фото: Ким Ир Сен держит на коленях маленького мальчика. И подпись: «Ким Чен Ин проникается ненавистью к империализму»!

Фото на память: в центре — капитан-директор Новгородского КЮМа Николай Варухин  и командир легендарной К-452 «Новгород Великий» Константин АбрамовА чем должен проникнуться каждый подводник, есть заповедь номер один? В ответ с самым серьезным видом мне говорят, что «количество погружений должно строго соответствовать количеству всплытий».

Совершенно неслучайно питерские корабелы строят сейчас еще и спасательное судно «Игорь Белоусов», названное так в честь советского министра судостроения. Проект — ответ на вопросы, заданные затонувшим «Курском». Глубоководный аппарат позволит поднимать экипаж с глубины до 750 м.

Наше всё
Кстати, впервые отечественные судостроители озаботились спасением подлодок еще при Николае II. Подводный флот только-только зарождался.

И чего уж тогда только о подводном, напомним, что не далее как 30 октября отмечался День надводного флота России. И одновременно впервые — День судостроителя. Символично. Какая история флота без Петра I? А государь в себе сочетал и воина, и строителя. Бороды боярам на европейский манер, может, и зря брил, но заботу о том, чтобы держава могла всякого супостата отбрить, явил недюжинную. Вот и Адмиралтейские верфи он же основал. 310 лет назад. Памятная дата была вчера. Естественно, на закладке лодок «Великий Новгород» и «Колпино» вспоминали и о ней.

Тут, пожалуй, уместно позволить себе небольшой экскурс в историю. Хоть и в нарушение хронологии репортажа: все-таки сначала было торжественное мероприятие в цехе, а уж потом, перед отъездом в Великий Новгород, — посещение музея верфей. Великолепная экспозиция, море информации. И за каждым экспонатом — гигантский труд конструкторов, строителей.

А строили адмиралтейцы не только корабли. Исаакиевский собор, чудесное творение Монферрана. Почему купола так напоминают корабельные шпангоуты? Монферран специально приглашал корабелов, полагая, что только им под силу сделать каркас необходимой устойчивости. Исаакиевские барельефы, апостолы, ангелы — они тоже в большинстве своем «вышли» из адмиралтейских ворот.

Сварщик Василий Орлов — новгородец и почётный адмиралтеец«Витязь», на котором постигал морскую науку будущий адмирал Макаров. «Аврора», которая... Ну вы знаете про нее.

Только до революции питерские корабелы спустили на воду около тысячи судов. Многие были уникальны для своего времени, вызывая зависть и восхищение у зарубежных конкурентов. Взять хотя бы линкор «Гангут», посылавший 400-килограммовые снаряды на 30 км, при этом со скорострельностью 24 выстрела в минуту! Судно долгие годы служило верой и правдой и новой России. Лишь в 1956 году Никита Сергеевич, сокращавший армию и флот, полагая, что в маленькой победоносной войне будущего хватит и ракет, отправил корабль в металлолом.      

А легендарная К-21, которой командовал Герой Советского Союза Николай Лунин? Та самая, торпедировавшая гордость германского флота «Тирпиц». Тоже адмиралтейская.

В блокаду голодали, но строили. Спустя 15 лет после войны отправили в большое плавание атомный ледокол «Ленин». Во время ельцинских реформ предприятие не останавливалось ни на один день. Мало ли, много ли было заказов, Адмиралтейские верфи были востребованы всегда. 

У предприятия и своя флотилия внушительная — буксиры, краны... Словом, махина, целый промышленный город. Но вот что удивительно и даже печально: при такой силище клуб юных моряков «Адмиралтеец» не первый уже год застрял на берегу. Прежние учебные суда списаны, замена пока не предоставлена. Создатель и бессменный руководитель клуба с 40-летней историей Владимир БУДЮК, конечно, не унывает: решится же проблема, наконец. Но признает в данном вопросе первенство за Новгородом, где даже в самое трудное время умудрились остаться на плаву.

Многая лета!
Церемония закладки прошла как по писаному. План мероприятия был составлен так подробно, что можно смело печатать его в газете: это самое полное представление о том, что происходило. Вот образец: «10.50. Почетные гости спускаются с закладной секции. В.П. Варфоломеев возвращается на место». Имелось в виду, что заместитель новгородского губернатора в закладке доски на лодке «Колпино» уже не участвует.

Кульминация торжеств — подписание памятного построечного удостоверенияЛадно, не буквоеды мы. Организация с повесткой дня и даже часа — дело не лишнее. Важно не только, что делать, а и как это делать. В цехе № 12 все было от души. Вот и Владимир Павлович Варфоломеев сказал несколько проникновенных слов. Вспомнил о том, что одноименная нашему городу лодка заложена в год 1155-летия Великого Новгорода и 70-летия его освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Тоже хорошо совпало.

Да и не только это. Сварщик, приваривший «закладку» (и минуты не прошло), как оказалось, наш. Василий Иванович Орлов родился и вырос в Новгороде. Он — почетный адмиралтеец, 48 лет проработал на предприятии!

Протоиерей Богдан СОЙКО, настоятель Богоявленского кафедрального морского собора отслужил молебен. Освятил «нашу» лодку, окропив ее «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Воздал в своем слове хвалу заботящимся об охране рубежей и народа нашего от посягательств, без которых Россия почти никогда и не жила. Певчие возгласили «Многая лета» — и флоту, и судостроителям, и нам всем грешным.

Закладные доски на подлодках и иконы Святого Николая — небесного покровителя моряков — остались стоять рядом.

— Мне бы очень хотелось вернуться сюда в день спуска лодки на воду, — сказал «НВ» бывший капитан бывшего подводного крейсера «Новгород Великий» Константин АБРАМОВ. — По-настоящему именно этот день станет днем рождения корабля.

Директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр БУЗАКОВ заверил присутствующих, что гособоронзаказ будет исполнен в срок и с высоким качеством. Для предприятия строительство подлодок — ключевое  направление. Это позволило выйти на пик мощности, увеличить более чем на 800 количество рабочих мест. С адмиралтейских стапелей в последние годы сошла целая серия кораблей такого же класса, к которому относится и «Великий Новгород». Это модификации советских подлодок типа «Варшавянка». Глубокой модификации. По словам заместителя директора ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» Валерия ФРОЛОВА, речь идет о поколении «+2». Сказать проще, у этих лодок, в отличие от «Варшавянки», — суперсовременная начинка. Это самые тихие лодки в мире, шум двигателя не превышает естественного шума моря. Но не дай бог кому-нибудь «довести» их до боевого состояния!

Заместитель главнокомандующего ВМФ России Александр ФЕДОТЕНКОВ отметил, что в настоящее время Черноморский флот возрождается в прежней силе. И ждет пополнения. Им станет и «Великий Новгород».

В музее Адмиралтейских верфейТак что семь футов под килем нашим морякам! Ну а если кто-то подобно музыканту Андрею Макаревичу убежден, что надо было не обижать украинское руководство и позволить ему подарить Крым НАТО, то... Что? Да ничего, в нужный день и час «Великий Новгород» непременно всплывет у берегов Крыма. Не обсуждается.

И еще. Пусть это к военному делу не относится, но приятно напомнить, что в нынешнем году один «Великий Новгород» уже ушел в большое плавание. По заказу Газпрома в Южной Корее был построен газовоз. Город, а не корабль. По-прежнему на ходу сухогруз «Новгород». И вроде, жив еще «курилка» — «Волхов», построенный при царе-батюшке. Тот самый спасатель подводных лодок, по первой своей профессии. Если кого-то забыли, просим прощения. Мы за то, чтобы наша флотилия поддерживалась на плаву и только ширилась. И России.

Александр КОЧЕВНИК (фото)