Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Время новых колумбов

Несмотря на потерю главы, большую семью Анна Андреевна сохранила

В Деревяницах школьники устроили виртуальный музей родного края

В одном из стандартных школьных кабинетов, размещенном на третьем этаже школы № 16 Деревяниц, стандартно тесновато.

Все стены в стендах, на них пожелтевшие, слегка запыленные документы и фотографии, заголовки, выписанные от руки, — ярко и старательно.

По сложившимся школьным правилам гостей в школе принимают не в коридоре, «на бегу», а обстоятельно и официально. К первому уроку в кабинете уже собраны люди — гомонящий четвёртый класс, две выпускницы девятого класса, заместитель директора школы, она же — учитель истории Татьяна ПРОКОФЬЕВА — и Елена ДЖУМШУДОВА, руководитель школьного музея «Колумбы родной земли». Причина нашей встречи как раз в последнем.

Сначала мы не знали ничего
Заслушанная с задней парты экспресс-экскурсия по музею в особый восторг не приводит. С указкой и без две девушки — Виктория КУЗЬМИНА и Анна ИВАНОВА, слегка запинаясь, озвучивают скупой текст на слайдах, лихо тасуя временную колоду: деревяницкий грунтовой могильник, история местного монастыря, Сметанинская Мыза, герои земли деревяницкой. Пока одна читает стихи, вставленные в презентацию, вторая умело делает суровые глаза в адрес разболтавшихся пацанят за первой партой. Получив сжатую порцию информации, детвора, не задавая вопросов и не теряя времени зря, выметается из класса. Мы же остаёмся говорить про музей.

— Информацию об истории Деревяниц мы начали собирать ещё в 2001 году, а какую-то стройность музей стал обретать лет пять назад. На удивление дело пошло очень хорошо, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Документы и фотографии собрали в одном школьном кабинете, а потом поняли, что экспозиция получилась настолько крупной и разнообразной, что уместить её здесь невозможно. К тому же не каждый житель Деревяниц, которому интересно узнать что-то об истории родного микрорайона, найдёт в себе силы подняться на третий этаж школы во внеурочное время. Мы же для себя сразу решили, что будем плотно сотрудничать с ветеранскими организациями, движениями инвалидов, займёмся социальным туризмом.

Так при помощи группы выпускников был создан виртуальный музей, где разместили накопленное богатство. Получилось удобно, доступно и наглядно. Собранные материалы учителя нередко используют на своих уроках, а старшеклассники с виртуальными экскурсиями выезжали в Боровичи, Старую Руссу.

— Отдельная страничка посвящена нашим исследовательским работам, связанным с Великой Отечественной войной, — пробуждаются девочки.

— А что заставило вас заняться историей войны?

— Пока не занимались, мы не знали ничего, теперь с каждым годом узнаём что-то новое, — признаётся Анна.

— Мне хочется, чтобы родные Деревяницы не выглядели задворками цивилизации, тем более, как оказалось, это место с великой историей! — подхватывает Виктория.

— Школьный музей действительно может пробудить интерес детей к истории родного края, к Великой Отечественной войне, воспитывает тот самый патриотизм? — адресую вопрос учителям.

— Педагоги начальных классов рассказывают, что с занятий о Великой Отечественной войне детишки иногда выходят со слезами — значит, удаётся достучаться до их сердец и душ. Да и за проведение экскурсий в музее старшеклассники бьются. Особенно, когда речь идёт о праздничных встречах — 20 января и 9 мая. Конкуренция у нас очень серьёзная!

Военная биография рядового Кархалёва  оказалась короткой, путь из забвения — длиннымТри героя
Как и положено в приличном заведении, в виртуальном музее посетителя встречают в гостиной, откуда он волен проследовать в один из восьми тематических залов.

Залу № 6 «Герои земли деревяницкой» в преддверии громкого юбилея в школе уделяют особое внимание. В нём ученики под руководством преподавателей собрали всю возможную информацию о людях, с честью выполнявших свой долг в неспокойные времена, выпавшие на долю России.

Приступая к поискам по теме «Герои земли деревяницкой», школьники провели небольшой экспресс-опрос среди новгородцев. У людей на улицах интересовались: «Кого из героев, наших земляков, вы знаете?».

Большим разнообразием ответы, правда, не радовали. Оказалось, что многие взрослые знают, почему на их доме висит мемориальная доска с именем ефрейтора Андрея Иванова, погибшего в Афганистане. Зато, проведя опрос на улице Андрея Лаптева, к сожалению, выяснили, что о лейтенанте милиции, расстрелянном в упор во время защиты мужчины от нападавшего, смог рассказать лишь один человек. Имя Героя Советского Союза Алексея Царёва и вовсе не вспомнил никто. Может, потому что ни одна из улиц в Деревяницах его именем пока так и не названа.

Эти люди заслуживают вечной памяти, поэтому мы поставили перед собой цель собрать и изучить материалы, посвящённые героям, чьи имена связаны с землёй деревяницкой, чтобы о них помнили, и память переходила от поколения к поколению: так решили школьники. Собрали всю доступную информацию, оформили и вывесили в музее. Дальше — дело пользователя.

Рядовой Кархалёв
Между тем особенно гордятся в школе не столько «реанимацией» памяти признанных героев, сколько новыми, пусть некрупными, но всё-таки собственными находками. Не так давно после скрупулезной работы, проведённой учителями и детьми, на плиты братской могилы в Деревяницах было нанесено имя солдата, погибшего под Новгородом в 1941 году.

Филипп Поликарпович Кархалёв, рождённый в 1900 году, проживал в селе Ключи Алтайского края. С 1920 года до призыва в армию работал инкассатором на почте, был призван в первые же дни Великой Отечественной войны. Дома оставил жену Анну и семерых детей — Антонину, Веру, Марию, Николая, Любовь, Зою, Галину. Самой младшей на тот момент не было и года...

После призыва Кархалёв служил рядовым 1002-го стрелкового полка 305-й стрелковой дивизии, защищавшей Новгород. 12 октября 1941 года семья солдата получила известие, что он пропал без вести. Оставшаяся без главы семья выживала как могла, даже пособие по потере кормильца получить не удалось: семьям пропавших без вести оно не полагалось.

Младшая дочь Галина вспоминает: «Проклятая война забрала у нас отца. Лишила нормального детства. Семья была для тех лет самая обыкновенная, холодная и голодная. Мама Анна Андреевна, когда спрашивали, откуда брала силы поднять нас, отвечала, что просто выполняла наказ отца. Последние его слова были: «Береги детей». И она выполнила наказ. Все дети остались живы.  Благодаря нашей маме, низкий ей поклон, и советской власти все мы получили образование и разлетелись по стране».

В 1965 году родственникам, наконец, сообщили, что на основании донесения Новгородского областного военного комиссариата Кархалёв переучтен погибшим и похороненным в братской могиле посёлка Деревяницы. Однако, как выяснили воспитанники школы № 16, на плите братской могилы имени Кархалёва не было. Совместными усилиями нескольких ведомств информация о захороненных была поднята, и короткая строка о рядовом Кархалёве заняла своё место в списке.

В прошлом году состоялась и встреча родственников Кархалёва с сотрудниками и воспитанниками музея. После возвращения домой Кархалёвы и деревяницкий музей не теряют связи друг с другом, общаются в Интернете.

*   *   *

Особое внимание к военной истории, подогретое округлостью грядущей в мае даты, натолкнуло школьный музей Деревяниц на мысль — подготовить и собственную книгу, посвящённую военной истории родного места. С материалом и иллюстрациями проблем, разумеется, нет. Да и свободное время как-нибудь найти можно.

Сложнее обстоят дела с поиском материальной основы. Но в состояние полного разочарования педагогов это не приводит. Во-первых, не привыкать. Во-вторых, не выйдет с книгой, будет Сеть. А уж привлекать к интернет-проекту молодёжь педагоги проекта «Колумбы родной земли» умеют.

Фото из архивов музея