Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Лодка с кирпичами

Средневековая ладья, обнаруженная на дне Волхова, оказалась судном советской эпохи

О сенсации мирового значения заговорили в сентябре, когда пресс-служба компании «Автодор» распространила новость о находке уникального судна.

Ладья, предположительно XV века, была найдена при проведении поисковых работ на месте прохождения новой скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург (М11) в Новгородской области. Судно длиной в 21 м лежит на дне Волхова недалеко от деревни Ситно на глубине 18 м, в районе будущего строительства мостового перехода.

О том, что судно средневековое, говорил груз — кирпичи, которые, как выяснилось в ходе экспертизы в Институте археологии РАН, датировались XV веком — временем активного строительства храмов, Новгородского кремля. И понеслось...

Тут же было созвано совещание с участием первых лиц области, археологов, представителей «Автодора» — обсуждали вопросы дальнейшего ведения строительных работ и подъёма уникального артефакта. Ведь на сегодняшний день в нашей стране не обнаружено ни одного древнерусского корабля, нет классификации таких судов. В наличии лишь детали: вёсла, обшивки, найденные во время археологических раскопок. Так что ладья должна была дать ответы на многие вопросы.

Но сенсации не случилось. «Виной» тому всё те же кирпичи. Точнее, уже другие. Как показали дальнейшие исследования груза, перевозило затонувшее судно и кирпичи, выпущенные в конце XIX — начале XX веков. Так, например, были найдены кирпичи с маркировкой «Ленинъ» (к вождю мирового пролетариата не имеющей отношения), «Саламандра» и другие.

— Эти кирпичи были изготовлены на небольших заводах, которые после отмены крепостного права создавали крестьяне и пытались таким образом заработать. Подобные строительные материалы есть и у нас в городе, — говорит заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника Сергей ТРОЯНОВСКИЙ.

Кирпичи кирпичами, но ведь в сентябре уверенно говорили, что обнаруженное судно — пример многофункциональной ладьи, на которой вполне могли ходить ушкуйники. Откуда такие предположения?

— Есть такое понятие, как традиция, — объясняет Сергей Трояновский. — Любое строительство корабля следует определенным правилам. То, что это судно не металлическое, не сварено, не склёпано болтами, говорило о его постройке по образцам тех кораблей, которые вполне могли ходить по Волхову за сотни лет до этого...

Но груз, перевозимый на обнаруженном корабле, окончательно расставил все точки. Строительству трассы ничто не мешает.

Находка не является объектом культурного наследия и на государственный учёт ставить ее не будут, так как судну меньше ста лет, резюмирует историк.

Тем не менее часть корабельной оснастки, а также часть шпангоутов со дна подняты будут. В любом случае от этого корабля мы получим что-то, что будет полезно для создания экспозиции, посвященной древнерусскому судостроению.