Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Где эта улица и этот мост,

или О том, что было слишком хорошо, чтобы сбыться

Почему архитектор пишет в стол? Почему у многих градостроительных идей трудная судьба? Иногда приходится откладывать мечты.

Вот и в масштабах региональных, городских, тем более поселенческих, бывает не до строек. Неудобно одной рукой, вторая-то штаны держит. В переводе на нормальный чиновничий язык это звучит так: ввиду недостатка финансирования...

В общем, объективный фактор. Но раз он есть, существует и субъективный. Это что? Это кто — сам чиновник, иногда решающий не так, а иногда никак. Именно на такую тему наш разговор с генеральным директором ОАО «Институт Новгородгражданпроект» депутатом Думы Великого Новгорода Владиславом БУКЕТОВЫМ.

Порвали парус
— Владислав Олегович, проясните, пожалуйста, что у нас со спортшколой и яхтклубом на (и у) речке Ракомка.

— Ничего, совершенно.

— То есть той картинки, которую можно найти в Интернете — с уютной гаванью на Ракомке, — наяву новгородцы уже не увидят. Не будет канала, сделавшего бы болотце, в которое речка превращается к осени, полноводным. А по берегам всё застроят коттеджами.

— На том месте, где планировалась спортшкола, их уже строят. Земля распределена по-другому, и о проекте, о котором вы спрашиваете, можно забыть. Почему так вышло? Был перспективный московский заказчик, искренне убежденный в успехе проекта. Питал надежды, что частные инвестиции усилит федеральная поддержка и, как мне известно, в определенный момент имел некие гарантии. Не сложилось, не время.

— Торжествует самое простое из всех возможных решений. Обидно?

— Я считаю, мы сделали очень симпатичную визуализацию, которая нам самим нравилась. И заказчику тоже, вот он ее и распиарил. Поспешил, словом. Как коммерческая структура мы не потеряли. Заказ выполнен и оплачен.

— Но ведь не рублем единым.

— Да, но решающее слово обычно за ним. Вот сейчас на углу улиц Ломоносова и Попова строят многоквартирный дом. Планировалось, что там будут подземные парковки. Но оказалось, среди покупателей жилья нет желающих приобретать еще и гаражи. В Москве и Питере они раскупаются, у нас — нет.

Работа у нас такая: думать, предлагать свое видение. Часто приходится прорабатывать, и серьезно, не один, а два варианта одного и того же проекта. А то и больше, чем два. Иногда — да, обидно. Исходя из затраченных усилий. Так было с проектированием нового завода под Великим Новгородом. На 40 гектарах! Огромное современное производство. Кризис, потом смена собственника на предприятии-заказчике. И всё — проект неактуален.

Космическая забывчивость
— Но знаете, самые обидные и досадные вещи не связаны экономическими трудностями, — продолжает Владислав Букетов. — Взять ситуацию с улицей Космонавтов. Был сделан проект продолжения этой улицы до пересечения с Нехинской. Это было еще при предыдущем градоначальнике. Новая администрация посчитала, что такой необходимости нет. При этом уже началось строительство Ледового дворца. А разместили дворец там, где он теперь стоит, с учетом, что рядом пройдет улица. Но пока строили Ледовый и не строили улицу Космонавтов, успели дать железной дороге разрешение на большие работы по энергообеспечению. Проложено огромное количество подземных коммуникаций. Вдобавок никто не позаботился о заблаговременном решении земельных вопросов — надо было выкупить определенную площадь.

Улица Космонавтов обязательно станет в два раза шире и длиннее. Но опять не в этом году— И что теперь — тупик?

— Надеюсь, когда-то улица будет построена. Но из-за того, что ее нет, проблемы — здесь и сейчас. И только потому, что некоторые работники действовали абсолютно неквалифицированно.

Другой пример — набережная. Я имею в виду участок от аркады к гостинице. Была проведена огромная работа, достигнуты договоренности с министерством регионального развития о финансировании проекта реконструкции. Почему же на набережной ничегошеньки не изменилось? Да потому что затянули на целых полгода с началом конкурсных процедур! А потом не стало того министерства, где так восхищались проектом и говорили: «Да-да, мы обязательно включим вас в план». Оно упразднено, как известно.

— Минрегионразвития нет, но ведь дело его живет, функции переданы...

— Я и не говорю, что мы навсегда остались без набережной. Но в сегодняшних условиях в Москве никто с нами о ней и разговаривать не станет.

Ай-яй-яй вам
— Поистине время — деньги.

— Теряем и то и другое. В Деревяницком микрорайоне новые многоэтажки вводятся в эксплуатацию благодаря тому, что застройщик-инвестор сделал временную водонапорную систему. А где постоянная — станция третьего подъема, — на которую выделены бюджетные деньги? Ее нет. Потому что кто-то не разобрался в проекте, кто-то неправильно разместил тендер... В результате бездарная трата средств. И таких, с позволения сказать, ошибок и нестыковок полно. Откуда берутся? Не подумал, не придал значения, забыл, ушел в отпуск, не передав дел и так далее и тому подобное.

— Хотя бы порицание кому-то объявлено?

— Вряд ли. А ведь речь идет о таких вещах, за которые в советское время едва ли можно было бы отделаться простым выговором.

«Мармелад» сам не рад
— Я не очень агрессивный?

— Когда говорите о забывчивости некоторых должностных лиц?

— Некомпетентность и безответственность. Вот так лучше? Все очень серьезно. Говорю об этом, потому что наболело. Не буду множить претензии к чиновникам, приведу еще пример. Самый вопиющий, на мой взгляд. Это несостоявшийся торгово-развлекательный центр «Мармелад».

— В чем тут вина чиновников?

— Вы думаете, инвесторы пришли к нам, чтобы бросить на ветер сотни миллионов рублей? Что они нелегально строили у нас ТРЦ и никто этого не видел, пока прокуратура не вмешалась? У меня нет никаких сомнений, что инвесторам негласно, без подписи, было разрешено «забежать за флажки». Нужно было вернуть ситуацию в правовое поле, еще когда забор на стройплощадке ставился. Никто бы не приблизился к онкоцентру, не понаделал бы лишнего. Полнейший цинизм, из-за которого пострадала репутация нашего города. Как с нами иметь дело? При том, что сам ТРЦ городу очень нужен. Новгородцы на такие объекты с полным комплексом услуг выходного дня ездят в другие города. Теперь проект висит. Мы могли получить новое качество, а вместо этого получили скандал.

— А просто сети продолжают успешно размножаться. Наверное, ничего плохого в этом нет. Однако так ли было необходимо громоздить три больших магазина под носом у Центрального рынка? Полный привет потребкооперации.

— Кстати, облпотребсоюз не прочь продать свое центральное здание. Но не может. Нет инфраструктуры, мест для парковок. И уже не будет. Почему так происходит? Потому что нет целеполагания. Сегодня городская власть живет одним днем.

Мысли на берегу
— Скажите, что вам, в особенности из прежних нереализованных наработок, хотелось бы достать из стола?

— Хотя бы мост через Волхов, и я был бы вполне удовлетворен.

— Вы имеете в виду «среднюю» переправу между мостом Александра Невского и Колмовским?

— Именно это. Генплан Великого Новгорода, разработанный нашим институтом, в первоначальном варианте подразумевал четыре моста, считая с тем, что в настоящее время строится в Деревяницах.

Где эта улица и этот мост,— По логике вещей, он должен был бы стать четвертым.

— И очень нужным. Он реально разгрузит транспортный поток на улице Санкт-Петербургской и в центральной части города. А вот с мостом в центральной части вышло, как с упоминавшейся уже улицей Космонавтов: одна администрация идею согласовала, другая — исключила. Мы были вынуждены переделать транспортную схему. Убежден, что допущена стратегическая ошибка, которую в ближайшие годы исправить невозможно.

— Мораль?

— По поводу моста? Нужно быть реалистом. Будь муниципальный кошелек толще, можно было бы ставить массу амбициозных задач. Но сегодня первоочередные надобности — соединить улицу Псковскую и Юрьевское шоссе, построить улицу 8 Марта, чтобы сомкнуть Западный район опять-таки с улицей Псковской.

А вообще... Кризисы приходят и уходят. Это как сильный дождь, метель. Надо переждать. С другой стороны, именно в сложных условиях должен проявляться профессионализм. И спрос за качество принимаемых решений должен быть строже. Никто не просит, чтобы чиновник переживал за судьбу того или иного проекта, как его автор — архитектор. Для нас будет достаточно, если он полюбит свою собственную работу. А чтобы всем нам не ждать, пока в ком-то проснется это чувство, должна быть внятная кадровая политика. Без чехарды, без беготни. Зато с преемственностью, с системой обучения и повышения квалификации. Это то, чего я искренне желаю нашей городской администрации.

Фото Евгения НЕФЕДОВА
и Владимира БОГДАНОВА