Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Свой дом

Для малышей этот дом стал родным благодаря взрослым, их принявшим

Здесь верят в чудо, и иногда чудеса случаются

Длинный узкий коридор отнюдь не приводит в уныние. Здесь как-то всё по-домашнему. На стенах — зверушки и сказочные персонажи. Они выводят нас в большой зал, где клетки с попугаями, аквариум, зимний сад.

Следом шествует кошечка. Она ходит по всем группам, но излюбленное место — у кухни. Есть ещё одна кухня, где готовят детские смеси и кефирчики для самых маленьких. В день — более трёхсот бутылочек.

В специализированном Доме для детей с поражением нервной системы и нарушением психики живут малыши с рождения и до четырёх лет. В основном — дети родителей, лишённых родительских прав. Есть категория «временных», которых родители сдали на какое-то время.

— Причины тому разные, — рассказывала главный врач Дома ребёнка Татьяна МАГАЗИНОВА. — Кому-то из родителей вдруг понадобилась сложная операция, а ребёнка оставить некому. Кто-то оказался в сложном материальном положении. Они постоянно навещают своих малышей и, как только появляется возможность, забирают их домой.

Вообще, Дом ребёнка рассчитан на 205 коек. Но столько не занято. Сейчас, например, здесь проживают 95 детей. Благодаря Президентской программе «Приёмная семья» многих усыновляют.

— Самое любопытное, — заметила Татьяна Магазинова, — что нередко детей берут отчаявшиеся бездетные семьи, а потом, как правило, рожают своих. Я получаю от таких родителей письма. Они наших детей считают принёсшими в их дом счастье и любят не меньше, чем собственных. И ведь это не единичные случаи, как бы мистически ни выглядело…

Конечно, не так просто взять ребёнка в семью. Сюда, как в магазин, не ходят. Всё оформляется через органы опеки. А Дом ребёнка передаёт в семьи только здоровых детей. Точнее — относительно здоровых, пролеченных, с корректированной психикой.

Здесь все дети с проблемами, отягощённые так называемым анамнезом. А, следовательно, каждый из них требует особого внимания, особых занятий. Не случайно в каждой группе за детьми следит целая команда: нянечка, воспитатель и медработник. Но, кроме того, в штате Дома ребёнка имеются дефектологи, неврологи, педиатры, логопеды, массажисты, психологи…

А ещё здесь живут дети, нуждающиеся в серьёзных операциях. Патологии бывают разные. Бывают, например, многопалые дети. Но эта операция не столь сложна. Дорого исправлять врождённый порок сердца, спинномозговую грыжу или генетические нарушения. Детей тогда везут в Москву или Петербург. И только потом такого ребёнка, если всё прошло благополучно, можно предложить в семью. Причём от приёмных родителей ничего не скрывают.

Сложные дети. Но ещё не было случаев возврата.

Хозяйка Дома ребёнка рассказывает об особенностях воспитания, специальных программах. О мебели, которую приходится заказывать для таких малюток. Она не раз с удивлением наблюдала, как их больной ребёнок вдруг в развитии начинает опережать домашних однолеток! Ну не чудо ли?

Совсем недавно одна семья из южного региона усыновила ребёнка с детским церебральным параличом. И вот прислали видео: ходит ребёнок!

Есть в этом доме особая группа — № 14. В ней живут дети, инвалиды с рождения, которым уже ничто не поможет. Родителям таких детей врачи, как правило, сразу советуют отказаться. Они живут, как говорит главврач, в своём мире. Это дети с аутизмом, синдромом Дауна и тяжёлыми формами задержки психоречевого развития, которые нуждаются в особом уходе.

В центре группы большой манеж, вдоль стен — кроватки и мебель. На нескольких детей — всё та же команда: нянечка, воспитатель и медработник. Этих малюток ни на минуту нельзя оставить без присмотра. Они не могут самостоятельно кушать, кормить приходится через зонд. И они в любой момент могут захлебнуться слюной, мокроту приходится откачивать специальным прибором.

Тяжёлое впечатление остаётся после посещения той группы.

— Наши дети постоянно общаются с животными. Несколько лет назад специально купили в питомнике двух комнатных  собачек — Машу и Дашу. Но им было здесь тяжело. Собака нуждается в хозяине. Их забрал к себе наш работник и два раза в неделю приводит. Детям необходимо общение с животными… Так вот в группу № 14 они не заходят. Дрожат. Мне всякий раз приходится их уговаривать, прежде чем занести их туда, мол, вас там только погладят, это надо малышам. Почему-то они боятся этих детей, — говорит главврач.

Здесь всегда радуются, когда дети обретают семьи.

— Но расставаться с ними очень тяжело, — вздохнула Татьяна Евгеньевна, — ведь у нас даже отпуска, по сути, не бывает. Каждый нет-нет, да и зайдёт в группу к своим детям. А как иначе? Свои ведь, родные. И за каждым ребёнком — море слёз. Чужих детей не бывает. А к больным ее больше привязываешься...

Фото автора