Четверг, 18 июля 2024

Редакция

И снова про подростков

Мы продолжаем обсуждение проблемы подростков, потому что получили очередной вопрос на эту тему. Вот что волнует Валентину Ивановну: «Мой 16-летний сын запрещает мне убирать его комнату. Я не думаю, что он что-то прячет от меня, ведь он делится со мной своими планами и тревогами. Просто он «лучше знает, что и где должно лежать».

Он предпочитает жить в бардаке, но убирать самостоятельно. Подскажите, как поступать, чтобы не нарушить наши отношения».

Прежде всего я рада за вас, Валентина Ивановна, потому что вы сумели наладить доверительные отношения с сыном. Радует и то, что у сына есть своя комната. Давайте начнем с этого. Вы, хозяйка в своей квартире, обустраиваете ее по собственному вкусу и собственным представлениям о стиле, красоте, порядке... Пока ваш мальчик был маленький, вы организовывали его жизнь, его режим, его пространство. До поры его это вполне устраивало. Но сын взрослеет, у него развивается собственное представление о себе, об окружающих людях, о том, что хорошо и что плохо, и о порядке в том числе. Ваш сын «в процессе, в поиске». Как и все подростки, он раздираем противоречиями, которые, увы, не всем удается разрешить. Одно из них — закономерное для подростков «стремление к эмансипации» — борется в нем с теми нормами и правилами, которые ему навязывают взрослые. Ваш взрослеющий сын хочет в СВОЕЙ комнате устроить все по-своему. Не отнимайте у него это право. Понятно, что ваши представления о порядке не совпадают, но это не оправдывает попытки вторжения на его территорию.

Предлагаю вам подумать, насколько вы доверяете сыну, как часто учитываете его желания, всегда ли позволяете проявить самостоятельность… Дело в том, что у ребенка, чем старше он становится, тем более возрастает потребность в независимости, в принятии самостоятельных решений. Если родители чрезмерно опекают подростка, препятствуя ему в этом, он особенно настойчиво стремится к неприкосновенности и независимости хотя бы своего личного пространства.

Подростковый возраст характеризуется «обострением» всех чувств, желаний, потребностей при явном неумении распознавать их, управлять ими. Это объясняет, во-первых, почему подростки так легко обижаются, раздражаются, пребывая то в эйфории, то в унынии, впадая нередко в отчаяние; а во-вторых, почему так важно внимательное и чуткое отношение к ним.

Хочу обратить ваше внимание, уважаемые родители, и на такую закономерность: существует зависимость между особенностями характера и тем, как человек организует пространство вокруг себя. Чем более человек уравновешен, спокоен, чем более эффективно организует он свою жизнь, свою работу, свой досуг, короче, чем больше у него порядка «внутри», тем более порядка и вокруг него — на рабочем столе, на рабочем месте, в портфеле, в квартире (я не имею в виду крайности, когда чрезмерная приверженность порядку может свидетельствовать о неосознаваемом стремлении справиться с внутренней неразберихой)… У подростка внутри — закономерный «хаос»… Необходимо время, чтобы разобраться в собственных переживаниях и достичь внутренней гармонии. На это иногда уходят долгие годы, а некоторым это вообще не удается…

Согласитесь, психологическое состояние сына и его доверие гораздо важнее, чем необходимый вам порядок в его комнате. Постарайтесь лучше понять своего мальчика, помогите ему в стремлении к самостоятельности, уважайте его права, его потребности, и порядок в его комнате перестанет быть проблемой.

В следующем выпуске «Родительского часа» мы поговорим о пространстве личном и личностном.

Людмила Николаевна ЛОРДКИПАНИДЗЕ,
врач-психотерапевт