Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Она предпочла эфир

Представить новгородскую телекомпанию «Славия», филиал ВГТРК, без Ирины ВЛАСОВОЙ невозможно. Более 20 лет она выходит в эфир с выпусками новостей. Хотя круг забот гораздо шире.

Власова — заместитель директора ГТРК «Славия» по вопросам информационного вещания. А с недавних пор еще и обладатель медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени — за многолетнюю плодотворную деятельность. Такой указ подписал Владимир Путин.

— Для вас награда была сюрпризом? Обычно о таком становится известно заранее. Тем более в журналистском сообществе...

— Сюрприз. Наш шеф-редактор Юра Давыденко заглянул в кабинет: «Ну что? Когда в Москву едешь?». Я в недоумении. «У тебя же на столе — указ президента». У тебя на столе — это в редакции, где я чаще бываю, чем у себя в кабинете (заместителя директора по информационному вещанию. — Ред.). Я ведь играющий тренер: работаю и в кадре и за кадром.

— Поэтому я до вас и не дозвонилась. Пришлось разыскивать через Сергея Даревского. Так как восприняли новость о награде?

— Она меня просто огорошила. А когда на следующий день пошли звонки, поздравления, письма на электронную почту от коллег из других филиалов ВГТРК – Грозного, Сочи, Калуги, Горного Алтая... – поняла, что такая награда ко многому обязывает. Как минимум не снижать планку. Доказывать, что не зря наградили, что мой непосредственный руководитель, руководство в Москве могут на меня и дальше положиться. «Славия» — филиал ВГТРК. Выходить на федеральных каналах «Россия» и «Россия 24» — уже большая ответственность.

— Так уж получилось, что вы — один из самых публичных людей в регионе, почти каждый день появляетесь на экране, а знаем мы о вас очень мало. Я вот выяснила, что родились вы Сольцах. Для девочки из небольшого городка телевидение — необычный и смелый выбор.

— Это был долгий путь. Да, я родилась в Сольцах, прожила там десять лет. А потом, когда маму перевели на вышестоящую должность, переехали всей семьей в Новгород. Здесь я училась в школе № 21. Многие её выпускники работают на новгородском телевидении.

Поначалу решила, что буду учиться на экономиста. А что? Перспективная профессия. Правда, я себя всегда считала гуманитарием, но по всем предметам, в том числе математике, училась хорошо. И, к великому моему счастью, я не поступила: мучилась бы все пять лет и вдобавок не свое место занимала.

Пришлось вернуться в Новгород и пойти работать на завод. Тогда он носил имя XXIV партсъезда, а сейчас — «Трансвит». Имея рабочую специальность, можно было поступить на подготовительное отделение в университет, а потом, после экзаменов, на первый курс. Тогда-то мамина подруга Тамара Васильевна Фёдотова, редактор местной многотиражки, и предложила попробовать силы в журналистике. А у меня в этом деле вообще не было опыта. Если не считать радиолинейки в школе, которые мы вели с подругой. Каждую среду из радиорубки выходили в прямой эфир, читали заметки.

Я этой идеей загорелась сразу. И свой первый журналистский опыт получала в «Новгородском комсомольце» — под руководством Анны Кивовны Юдашкиной. Она многих новгородских журналистов вывела в люди.

Затем были экзамены в университет, и я стала студенткой журфака ЛГУ. Без преувеличения скажу: была безумно счастлива. Понимала, что мне очень повезло. Курс подобрался великолепный, и все пять лет я получала такой кайф от учебы! Тем более что и Питер я очень люблю.

— А потом, насколько знаю, была многотиражка?

— Да, в 1989 году я вернулась в Новгород по распределению — в газету на Новгородский завод конденсаторов. Проработала там ровно три года. Была корреспондентом, редактором, ответственным секретарем, а случалось, и корректором в одном лице.

— И при этом молодой девушкой, которой приходилось писать про конденсаторы.

«Ведущий от слова «вести». Он должен быть «в материале» и выступать в роли посредника между редакцией и зрителями. Плохой ведущий может запороть работу целого коллектива»

– И про конденсаторы, и про трудовую дисциплину, и про план, и про многое другое. Пятый цех в Кречевицах, например, выпускал замечательные новогодние игрушки и искусственные елочки.

Поначалу нравилось, но к концу третьего года поняла: больше не могу. Завод — небольшой, всех передовиков знаешь в лицо, отстающих — тоже. На планерках темы не меняются: планы, отчёты, цифры, факты...

С одной стороны, конечно, хорошо. Приходила на завод к восьми часам утра, уходила в пять вечера. Размеренная жизнь... Это сейчас на «Славии», приходя утром на работу, я не знаю, когда уйду домой.

На мое счастье как раз тогда в Новгороде объявили набор дикторов телевидения, чтобы потом отправить их на учебу в Москву. На дворе был 1992 год, Виктор Григорьевич Смирнов задумал создавать новгородское телевидение. Я решила принять участие в отборе. Пришло всего, насколько помню, человек 30—40. Требовалось перед камерой рассказать о себе и прочитать предложенный текст.

— Для вас это было впервые?

— Не совсем так. В ЛГУ я закончила кафедру телевидения и радиовещания. Правда, сотрудничала с ленинградским радио — бегала по заданиям с «репортером», сначала катушечным, потом кассетным. А опыта работы на телевидении — только учебная студия.

— Значит, волнение на отборе было запредельным.

— Еще бы. Камера — штука хитрая. Можно быть в жизни писаной красавицей, а камера тебя не полюбит. Наряду с киногеничностью существует и понятие телегеничности. Умение «пробивать экран», как говорит Владимир Познер. Нужно рассказывать, а не вещать. В общем, в итоге из всех пришедших на тот отбор в Москву отправили меня.

Кстати, спустя десять лет мне сделали «подарок» — нашли видеозапись той пробы. Я пришла в ужас: сидит что-то такое манерное перед камерой, глаза закатывает... До сих пор не понимаю, почему выбрали именно меня.

В Москве, в институте повышения квалификации для работников телевидения и радиовещания пришлось пройти еще один отбор. А потом снова учеба, в том числе в студии на Шаболовке. Техника речи, искусство диктора, умение работать с камерой... У нас были прекрасные педагоги. Илья Прудовский, диктор Всесоюзного радио. Потрясающий голос! Настоящий профессионал! И Светлана Токарева, диктор телевидения. А наш преподаватель по технике речи Светлана Корнельевна Макарова! Она у ведущих эфира – вообще легенда!

— Считается, что у новгородцев особый выговор. Вы от этого страдали?

— Было дело. Илья Прудовский как-то сказал: «Ирина, вы из Новгорода? Очень странно. Такое ощущение, что вы из Пскова. Вы цокаете». Наш преподаватель по технике речи меня так изображала: «Ира, вы говорите: «Я в апцеке поцеряла цермометр». Надеюсь, теперь я хожу уже «в аптеку». Учили нас новости правильно вести: не комкать слова, не бормотать, не говорить слишком быстро. Чтобы не вызывать у зрителей раздражение.

Под конец стажировки пришлось делать очень трудный выбор. Практиковались мы кто на московском телевидении, кто на центральном. Я работала в столичной редакции: сейчас — это «ТВ-Центр». Сначала редактором, потом корреспондентом, и в конце концов мне предложили остаться в Москве. Нужно ли говорить, насколько это была заманчивая перспектива! Но как я могла не вернуться в Новгород. Меня ждали, надеялись... Москвичи сказали: «Раз ты такая честная — поезжай. Через полгодика возвращайся. Ждем».

Какое там! Через полгода я напрочь забыла про Москву. В Новгороде с нуля создавали телевидение, и это было безумно интересно.

— Официальной датой его появления считается 25 октября 1993 года, а 26-го вы вышли в эфир с 10-минутным выпуском новостей. Тоже своего рода историческое событие. Помните его?

— Выпуск помню, а что в нем было – нет. Слишком много всего было вокруг, вся эта суета, выход первой программы, в которой говорилось о появлении телевидения в Новгороде...

— Вы работали и диктором, и редактором программ?

— Слово «диктор» в применении к ведущему новостей мне не нравится. Диктор зачитывал программу передач на телевидении. Он вещает, доводит информацию. Это у меня как раз не очень хорошо получалось. В отличие от новостей.

Ведущий от слова «вести». Он должен быть «в материале» и выступать в роли посредника между редакцией и зрителями. Плохой ведущий может запороть работу целого коллектива. Корреспондент съездил на задание, написал текст, оператор снял, режиссер смонтировал, редактор сверстал выпуск, и если после всего этого в кадре появится вялый, невнятный ведущий, всё пропало. В Америке, обладающей мощнейшей индустрией теленовостей и считающейся прародительницей этого жанра, моих коллег называют anchor. В буквальном переводе — якорь. Это словечко помогает лучше понять миссию телеведущего.

— Но телеэфиры — только часть вашей работы.

«Камера — штука хитрая. Можно быть в жизни писаной красавицей, а камера тебя не полюбит»— Да, как заместитель руководителя по информационному вещанию я должна быть всегда в курсе того, что снимают наши корреспонденты. Но, по возможности, стараюсь просматривать и выпуски коллег: что мы пропустили, что — нет, в чем оказались лучше или хуже. Сижу на новостных лентах в Интернете. Плюс – делаю утренние выпуски на радио «Маяк».

— Сейчас на федеральных каналах используют разные подходы в подаче новостей. На Рен-ТВ, случалось, видела, как ведущий пел, на НТВ в эфире перешучиваются, обмениваются репликами. Иногда, надо признаться, от этого устаешь, и хочется посмотреть классический выпуск новостей с ведущим, которого не тянет на эксперименты. Вам какой подход близок?

— Я консерватор. Всему свое время и место. Во время утренней программы более неформальное общение ведущих в кадре с позитивом, шутками — нормально. Но не в новостях. То, о чем вы сказали, — борьба за рейтинг. Вспомнили ведь о них, значит, они добились своей цели.

— Больше двадцати лет на экране и за кадром. Не кажется, что стаж и опыт дают право Ирине Власовой на создание авторской программы?

— Времени нет. Вот просто нет, и всё.

— У Даревского есть такая программа…

— Есть. Но каждый человек должен заниматься своим делом. Наверное, это не моя история. Я думаю, для этого должен быть внутренний посыл. У меня за двадцать лет — не поверите — не было толком возможности присесть и подумать об этом. Новости, ежедневный эфир отнимают очень много времени и сил. А для того чтобы создавать авторскую программу, нужно подняться над суетой, выскочить из эфира.

— Придется уйти из новостей.

— Конечно! Пока готовится выпуск на сегодня, я уже думаю, что будет через день, через два...

— Осенний марафон.

— Непрекращающийся.

Юрий ЛЕВИКОВ (фото)