Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Раскольники с одной дороги,

Сегодня у детей войны нет ни статуса, ни льгот. А ещё им почему-то не хватает взаимопонимания

или Как и за что воюют сегодня дети войны

Валдайских ветеранов, а поколение, родившееся перед и во время Великой Отечественной, давно уже в ветеранском возрасте, — хоть в пример ставь.

Есть активные люди, есть работа. Даже книги издают — собрания воспоминаний, свидетельства очевидцев. Уже два сборника вышли.

Но не только книги там пишут… Вот письмо — в редакцию «НВ». О том, что в Валдае созданы аж две организации детей войны, и они между собою, мягко говоря, не в ладах. Якобы одним всюду — зеленый свет, а от других даже заметки в местную газету не примут. И это еще что: до криминала ведь дошло! Автор упоминает о своем сгоревшем мотоблоке, добавляя к потерям от нездоровой конкуренции еще и автомобиль одного из сторонников. Мол, человек сильно переживал и от этого преждевременно умер.

Персональное дело
Раиса ГРАФОВА — председатель общества «Детей погибших защитников Отечества». Она и есть обиженная сторона. Живет напротив детского сада. Пока ждал Раису Ивановну, невольно думал, справедливо или нет, что в каждой обиде есть что-то детское?

Поехали к зампредседателя — Зое РЫБКИНОЙ. Там и поговорили. На повестке дня — Алла МИХАЙЛОВА, лидер другой организации — «Дети войны».

В чем отличие? Вторые претендуют на объединительную роль. Там заложена идея, что все, кто родился с 1928 по 1945 годы, — дети войны. То есть потенциально круг значительно шире. И он очерчен при участии КПРФ и лично Геннадия Зюганова. Коммунисты взяли на себя ответственность за продвижение закона о федеральном статусе данной категории граждан, что предполагает определенные льготы от государства. Госдума в конце прошлого года рассмотрела законопроект, и он не прошел — не хватило 13 голосов.

Итак, Алла Михайлова. Какие такие за нею детские шалости?

— Выдает ложные удостоверения!

— Почему ложные, кто установил?

— А какие еще?

Я не убежден. Мне поясняют, что от этой регистрации — путаница в головах. Люди думают, что корочки им что-то дадут, а от них — ничего. Закон-то не принят.

А ведь несколько лет назад Графова с Михайловой состояли в одном полку. До появления всероссийского объединения «Дети войны». На учредительное собрание в Валдае пришло около 300 человек. Они избрали председателем Михайлову, которая уже не позвала к себе в заместители Графову. Кого ни спроси, все думают, что ровно на этом месте и возник конфликт, который на протяжении двух лет то вспыхивает, то тлеет.

Кто старое помянет
— Опять, что ли? — поинтересовались в районной газете «Валдай». Коллеги принялись убеждать меня, что к обеим организациям стараются относиться одинаково.

— Опять? — спросила Ольга РУДИНА, заместитель главы Валдайского района, узнав о письме в редакцию. — Мы-то надеялись...

По ее словам, обе стороны имеют поле деятельности: их приглашают на мероприятия, они вовлечены в патриотическое воспитание молодежи.

— И кстати, — добавляет она, — и та и другая организации, стараясь привлечь в свои ряды пополнение, грешат обещанием льгот.

Что до разговоров о вредительстве и поступающих угрозах (в Валдае одни старики других якобы даже красным петухом пугают), то это все, по мнению замглавы, просто дрязги, о которых не стоит даже и...

Спасибо назад
У Михайловой «офис» — там же, где и у местной ветеранской организации. В «белом доме». У двери — посетители. Алла Алексеевна то и дело принимает звонки. Разговариваем урывками.

— Да, я предложила в заместители молодого ветерана, 1941 года рождения, — говорит Алла Алексеевна. — Мы, кому уже под 80, а то и за, выйдем из строя — будут работать другие.

— Я считаю, что дети войны должны быть вместе, — продолжает она. — Иначе как быть с теми, чьи отцы пропали без вести или, придя с войны, умерли от ран? Много вопросов.

Михайлова показывает мне составленную ею книгу воспоминаний. Там есть и текст, подготовленный Графовой. «Прочитав статью А.А. Михайловой, за которую ей огромное спасибо, была тронута ее воспоминаниями о грозных временах Великой Отечественной», — пишет Раиса Ивановна. И вспоминает сама. Как отец помогал партизанам, не попав на фронт из-за покалеченной ноги. Как пряталась в куче хвороста от бомбежки. Как за три года умерли пятеро братьев и сестер. Как мать обменяла сапоги отца на козочку, чтобы спасти семью от голода, а эту козочку едва не убил немец.

Пережитое. Вот то, что объединяет. А объединяться в общественные организации, чтобы разделиться...

С прокурором по душам
Но так не только в Валдае. И в областном центре — то же самое. Что первично, а что вторично — личностные несовпадения или искусственное, не самими детьми войны придуманное разделение — тут еще вопрос.

К сожалению, инициатор создания первой общественной организации детей войны Людмила Савельева давно отошла от дел. Людмила Александровна одной из первых вспомнила о тех, кто погиб на «бесславной» финской войне. В Колмове появился памятный камень. И уже новгородский опыт натолкнул сверстников Савельевой в ряде других регионов на мысль организовываться. Если б здоровье позволило ей поработать дольше, возможно, детской болезни раскола в Великом Новгороде не случилось бы.

Председателю общества новгородских «Детей войны» Наталье Ивановой, как и ее валдайской коллеге, недавно довелось пообщаться с правоохранительными органами. Наталья Андреевна, правда, не оправдывалась по поводу уничтожения чужого имущества.

Просьба о проверке исходила от Сергея БУСУРИНА — депутата областной Думы, руководителя общественной приемной лидера «Единой России» Дмитрия Медведева.

— Было обращение о том, что группа людей, пользуясь тем, что законопроект о детях войны внесен в Госдуму, будоражит обещаниями льгот, собирает документы для регистрации, — поясняет Бусурин. — Люди думали, что у них вот-вот будут повышенные пенсии и социальные гарантии, а ничего этого нет и не предвидится. Мне пришел ответ, что состава преступления нет.

Не ко времени
Хорошо, а как сам Сергей Владимирович смотрит на то, надо ли дополнительно поддержать такую категорию населения, как дети войны?

— Приравнять их, допустим к участникам войны — это колоссальные затраты. Естественно, законопроект не был принят. Но есть еще вопрос о том, насколько справедливо выделять именно эту категорию. Тут же возникает вопрос о других войнах прошлого века. Все это не так просто, как кому-то кажется.

Депутат облдумы от КПРФ Ольга ЕФИМОВА, естественно, думает иначе:

— Несмотря на все известные трудности, можно было сделать этим людям подарок к 70-летию Победы. Все меньше участников войны, патриотическую эстафету должны перенять ее дети.

Полтора десятка регионов, не дожидаясь федерального решения, уже вводили льготы для детей войны. У Новгородской области нет нефти, а пожилых людей, чье детство пришлось на Великую Отечественную, — около 58 тысяч (состоящих в организации «Дети войны» — 24 тыс.). Часть из них уже пользуется льготами — как ветераны, труженики тыла, блокадники. Но остающихся «без подарка» — все равно много.

А что нам скажет внепартийный председатель областной ветеранской организации Владимир АРАПОВ?

— Мое мнение: сироты, те, кого война оставила без обоих родителей, однозначно должны иметь льготы. Если человек не имеет никаких других льгот. И мы неоднократно выходили с таким предложением, но...

Сейчас Владимир Петрович не думает выходить даже с таким «однобоким» предложением. Ясное дело — санкции, кризис. В общем, всем нам подкузьмила Украина. Кстати, как там теперь со льготами? Еще недавно у нас любили приводить в пример экс-президента Кучму: детям войны он все же что-то дал. Бесплатный проезд, небольшая прибавка к пенсии... Но с прошлого года детям Донбасса — и старым, и малым — выдают снаряды и пули.

На ком воду возят
На самом деле хотелось бы, чтобы умерла обида — ее не жалко. А она живет в наших стариках. И все знают, почему. Даже Чубайс.

Но и нам за них бывает обидно. За то, что, как говорит Наталья Иванова, «какой-нибудь бизнесмен даст денежку, и бабушки уже готовы на руках нести его во власть». За то, что, бывает, тянут их туда-сюда как политическое одеяло. Да и за то, что ссорятся между собою, — тоже.

Можно, конечно, сделать вид, что ничего такого не происходит. Пусть люди занимаются тем самым патриотическим воспитанием. В конце концов, Графова всего разок и написала в «НВ». А в Валдае у нее — мероприятия, встречи, хор, восстановление часовни... Здорово же. Ну а всякие разные слухи, они как к благому делу и воспитанию?

Иные под таким углом зрения смотрят: две организации на одну тему — это даже хорошо. Взаимодополнение. Слушайте, а почему тогда не три? В идеале — так и больше. У нас же демократия, многопартийная система. Кроме того, запросто может собраться группа товарищей и тоже что-нибудь такое детское учредить. Из соображений портфеля, ну и всяких других полезных заодно.

Фото с сайта mk.ru