Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Убийственный парниковый эффект

Из журналистики первыми уйдут не худшие, а лучшие

Вы заметили, как много развелось вокруг нашей профессии всевозможных образовательных услуг?

Сделаем репортером за десять занятий, выработаем собственный стиль за десять шагов, индивидуальные курсы эффективного текста, блестящая карьера с гарантией, талант под ключ.

Я бы тоже открыл какую-нибудь академию репортажа, но мне для этого ума не хватает. Я на первом же занятии признаюсь, что главный секрет нашей профессии заключается в том, что на данном историческом этапе лучше выбрать какую-нибудь другую.

Особенно туго приходится частной прессе: рекламный рынок и так в депрессии, а тут еще государственные СМИ теснят и демпингуют. Замминистра связи Алексей Волин недавно порадовал, что до конца 2015-го может закрыться половина российских медиаресурсов. Вот, собственно, и вся Академия репортажа.

Оно бы, наверное, и ничего: ну подумаешь, станет в стране чуть меньше героических медиашутов и блабламенеджеров. Недостатка в мешках, которые надо ворочать, у нас, вроде, пока нет. Более того — есть ряд смежных профессий, в которых пока еще востребованы люди, умеющие словом и делом продвигать конкретные продукты и услуги.

Есть, наконец, достойные возможности полной переквалификации — на журналистике свет клином не сошелся. Тем более на такой, где журналист — это и не журналист вовсе, а сам себе мыслящий тростник, которому плевать не только на потребности аудитории, но и на реальность.

Но проблема в том, что этот тростник очень даже живуч. Именно он в нашей профессии как раз и останется после всех банкротств и сокращений. Вопреки логике рынка из профессии уйдут не худшие, а лучшие. Те, кто работал не только за деньги, но и за интерес, и теперь не хочет тратить жизнь на имитацию осмысленной деятельности.

Те, кто держался в профессии не только на связях тусовки, а на профессиональных способностях, которые могут пригодиться и в других сферах жизни. Наконец, те, кто имеет активную жизненную позицию — ведь даже для того, чтобы уйти из журналистов в грузчики, нужно обладать определенной мудростью и чувством ответственности за собственную жизнь.

Кто останется? В прессе государственной — убежденные конформисты и подавленные пассионарии довлатовского типа. В прессе частной — бойкие и циничные медиаменеджеры, способные генерировать трафик при минимуме затрат. Результат легко предсказуем — стремительная деградация контента, засилье агитпропа всех мастей, высочайший уровень информационного шума. Поначалу будет казаться, что это проблема чисто эстетическая. Но очень скоро станет ясно, что политическая.

Вы думаете, откуда взялась эта эпидемия ненависти, которую мы сегодня наблюдаем? Все друг друга проклинают по признаку малейшего различия, едва ли не каждая новость — повод для того, чтобы в очередной раз переругаться.

Оппозиционно настроенные граждане считают главной причиной всеобщего озлобления государственную пропаганду и на этом успокаиваются. Они не хотят замечать, что в деревне Хорошие Лица истерик ненависти ничуть не меньше. Такое ощущение, будто из нашего жизненного пространства постепенно уходит кислород, и все мечутся от нарастающего удушья. Да, собственно, так оно и есть. В стране крепчает информационный парниковый эффект.

Дмитрий СОКОЛОВ,
блогер