Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Где дорога, там и путь

Во что льготникам обойдётся проезд в общественном транспорте
25 февраля 2015 года областная Дума приняла законы, изменившие порядок предоставления региональных льгот. Одним из самых обсуждаемых вопросов стал единый социальный проездной билет (ЕСПБ).

В редакцию «НВ» люди тоже обращаются за разъяснениями. А мы, в свою очередь, попросили вице-губернатора Юрия МАЛАНИНА уточнить детали новой системы приобретения проездных.

 — Юрий Сергеевич, несмотря на многочисленные разъяснения в СМИ, не все льготники поняли механизм возмещения их затрат на проездные и кто из них может претендовать на бюджетную поддержку.

— За ветеранами Великой Отечественной войны и другими лицами, приравненными к ним, сохраняются все ранее принятые меры государственной социальной поддержки. Кроме них, на бюджетную поддержку имеют право ветераны труда и граждане, приравненные к ним, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды и другие категории граждан, ранее пользовавшиеся Единым социальным проездным билетом.

— Как именно теперь будет оказываться социальная поддержка?

— Мы многократно встречались с представителями общественных и ветеранских организаций, выслушали их пожелания и предложения. В итоге ЕСПБ приостанавливается, но вводятся другие категории проездных билетов, цена которых ниже обычных. Часть расходов по их приобретению будет возмещаться. Точка отсчета — прожиточный минимум.
После длительных дискуссий решено исходить не из одного прожиточного минимума, а двух для получения компенсации. То есть если среднедушевой доход человека ниже двукратного прожиточного минимума, он имеет право на частичный возврат потраченных денег при покупке проездного билета. С 1 апреля минимальный потолок — 19 тысяч рублей. К слову, средняя заработная плата у нас 25 тысяч рублей.

Хотя мое мнение — льготы как таковые не нужны: должны быть нормальные пенсии и зарплаты. А уж если человек попал в трудную жизненную ситуацию, тогда государство и должно ему помогать. До изменений льготами пользовались и вполне обеспеченные граждане — раз дают, что ж не взять...
Кроме того, в отличие, например, от Петербурга, у нас можно было ездить по ЕСПБ неограниченное число раз, что неправильно: и перевозчикам убыточно, и у правительства нет понимания реальной востребованности каждого маршрута — сейчас нет достоверного учета пассажироперевозок. Единый социальный билет покупали в среднем 30 тысяч человек — 5 процентов населения области.

Отмечу важную деталь нового порядка. Прежде разница между фактической стоимостью проезда и полученными от льготников деньгами из областного бюджета уходила в транспортные организации.

— А что меняется с 1 апреля?

— Теперь бюджет не будет компенсировать перевозчикам выпадающие доходы за перевозку льготников. Отныне помощь будет оказываться напрямую нуждающимся.

Цена городского проездного в Великом Новгороде для участников и инвалидов Великой Отечественной, а также малолетних узников фашистских концлагерей выросла со 120 до 500 рублей в месяц. Но им будут компенсировать 380 рублей. На это имеют право и блокадники Ленинграда, и труженики тыла. Для других льготников проездной по городу обойдется в 900 рублей. Им будут компенсировать 300 рублей. Обычный проездной в Новгороде, к слову, стоит 1350 рублей.

— Огородники и дачники областного центра переживают: им-то придется приобретать два проездных билета, если дача в Новгородском районе. А там пригородный билет оценили в 1400 рублей.

— Все дачные массивы расположены в основном вокруг Новгорода — их порядка 35 тысяч. Ветеранам войны и приравненным к ним категориям лиц при покупке пригородного проездного будут компенсировать 1280 рублей. Остальным льготникам, у кого доход ниже двух прожиточных минимумов, вернут 800 рублей. Сезонный пригородный билет обойдется в 3900 рублей, то есть каждый месяц обойдется дешевле на 100 рублей. Если приобрести сразу на пять месяцев — 6000 рублей, то есть 500 рублей экономии. А в Панковку и Новую Мельницу «дачный» проездной не нужен.

— По двум бесплатным поездкам по области для льготников тот же порядок компенсации — два минимальных прожиточных минимума?

— Да, это уже компетенция социальных служб, особенно в случае поездок по предписаниям медиков. Тогда поездок на основании медицинских заключений может быть больше двух. Напомню, что прежде этим правом пользовались только 4,4% льготников.

— Для получения компенсации нужно будет писать заявление в своем РКЦ или в многофункциональном центре. Но готовы ли они к такой работе?

— Для получения денежной компенсации фактически понесенных расходов необходимо обращаться в РКЦ или МФЦ. Льготные проездные РКЦ и сейчас продают. С 1 мая при покупке билета человек здесь сможет заполнить бланк заявления на возврат части суммы на его сберкнижку или банковскую карту. В РКЦ выдавать деньги не будут. Заявление нужно будет писать один раз в год. Расчетно-кассовые центры будут передавать все заявления в МФЦ, имеющие защищенные каналы связи с Пенсионным фондом, который располагает сведениями о размере пенсий. С 1 мая проездной билет будет с отрывным талоном, который будет прилагаться к заявлению льготника, что упростит работу.

— Граждане также опасаются роста стоимости проездного, потому что перевозчики постоянно об этом твердят. Может ли областное правительство обуздать их аппетиты, ведь с 2015 года все полномочия по организации пассажирских перевозок переданы области?

— Никогда перевозчик самостоятельно не устанавливает тарифы. Их устанавливает областной комитет по ценовой и тарифной политике. Перевозчики могут только высказывать нескромные пожелания. Допустим, они хотели получать не 20 рублей за проезд, а от 24 до 32. С другой стороны, есть расчетное количество поездок — 90 на одного человека в месяц. Умножаем на 20 рублей и получаем цену проездного в 1800 рублей. Так что тому, кто покупает даже за 1350 рублей, поездка обходится в 15 рублей.

Ситуация улучшится после введения электронной системы учета. С 1 января 2016 года ни один из перевозчиков не сможет рассчитывать на какие-либо дотации из бюджета, если у него не будет этой системы. Имеются в виду валидаторы — устройства, предназначенные для проверки проездных с электронным чипом. Ими снабдят кондукторов. В итоге появится точная картина системы перевозок, в том числе: какие остановки у людей наиболее востребованы, нужен ли тот или иной маршрут. Уже осенью перевозчики начнут работать в тестовом режиме.

— Но какие-то компенсации транспортным организациям сохранятся?

— Только за разницу в тарифе. Допустим, в Новгородском районе себестоимость поездки за километр — около 5 рублей, а тариф — 2,5 рубля. Вот 2,5 рубля из областного бюджета и будут возмещены.

Если пенсия меньше 19 тысяч рублей, то льготники получат частичную компенсацию за купленный проездной

— В Великом Новгороде самый крупный перевозчик — муниципальный пока еще «Автобусный парк». Решение гордумы о передаче 100 процентов акций предприятия через суд оспорил мэр Юрий Бобрышев. А неопределенность всегда пугает...

— Ситуация на предприятии в дальнейшем может быть еще хуже: оно с каждым днем наращивает убытки. Долги сторонним организациям растут, и по состоянию на 1 января 2015 года кредиторская задолженность ОАО «Автобусный парк» составляет 137,77 миллиона рублей, из которых задолженность во внебюджетные фонды — 65,45 миллиона, а по налоговым отчислениям — 19,06 миллиона.
«Автобусному парку» критически необходимо финансовое оздоровление. Единственная цель, которая преследуется при передаче акций, — сохранение предприятия, поскольку нынешнее руководство не справляется со своими задачами.

Я уверен, что в итоге область получит акции. Пусть и через суд. Будет сформирован совет директоров предприятия, который примет решение о финансовой ревизии, выяснит, кто виноват в том, что предприятие семимильными шагами идет к банкротству. Возможно, причина даже в том, что предприятие не имеет собственных автобусов, арендует их, что способствует наращиванию долгов.
После проведения всех необходимых мероприятий будут сделаны выводы, и на некоторые вопросы директору придется ответить.

— Хочу уточнить по электронной системе: как настроены перевозчики?

— Знаю, что в Новгороде директор АТП-3 Олег Анисимов и Евгений Карпов, глава ПАТ-2, двумя руками за то, чтобы быстрее сделать эту работу. Мы только что завершили анализ маршрутной сети в областном центре. К сожалению, у «Автобусного парка» много дублирующих маршрутов, введенных в 2012–2013 годах. На линии одновременно находится более 30 лишних машин. Какой-то жизненной необходимости в них нет, а арифметика простая: при лишних 30 автобусах затраты-то растут! При этом новгородцы все равно недовольны качеством перевозок.
Думаю, департаменту транспорта и дорожного хозяйства необходимо разместить в прессе предложения Центральной диспетчерской службы об оптимизации маршрутной сети в Великом Новгороде. Потому что какие-то рейсы убираются, какие-то вводятся дополнительно, и горожане могли бы тоже высказать свое мнение. Если же промолчат, то движение в городе будет таким, как его видит ЦДС.


Владимир БОГДАНОВ (фото)