Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Стыд и совесть

или Почему мы так не похожи

Три финансиста летят в небольшой «цессне» через Карибское море. Внезапно у самолёта отказывает двигатель, и они совершают жёсткую посадку на необитаемый остров...

Проходит какое-то время, и на остров прибывает спасательная экспедиция, чтобы спасти этих робинзонов. Спасатель в оранжевой каске спрыгивает с трапа вертолёта и с ужасом видит, что финансисты задушили пилота, отрезали ему ногу и поджаривают её на костре.

Спасатель показывает на ногу трясущимся пальцем и удивлённо смотрит на финансистов.

— Ну, вы же понимаете. Он должен был умереть, чтобы спасти остальных от голодной смерти.

— Но, ребята, ведь всего пять часов прошло...

Западная мораль сильно отличается от нашей. Основное различие между нашей культурой и западной заключается в том, что наша является культурой совести, а западная — культурой стыда. Наш человек не будет воровать чужой кошелёк, так как это — плохой поступок, и он своим воровством сделает кому-нибудь больно. Западный бюргер не будет воровать, так как это стыдно.

Обратите внимание: я не говорю, что культура совести заведомо лучше. Так, например, в советские времена многие воровали с заводов как раз потому, что не считали это бессовестным поступком и были уверены, что от завода не убудет. У бюргера такого оправдания не было бы: он не вникает в такие тонкости, для него одинаково стыдно воровать как у живых людей, так и у организаций.

Вместе с тем у западной культуры стыда есть одна очень неприятная особенность. Эта культура поощряет традиции травли, когда все показывают пальцем на некоего изгоя и осуждающе поцокивают языками: дескать, как ему не стыдно. Более того, зачастую объектами травли становятся как раз люди, которые живут по совести и не могут молчать в некоторых ситуациях. Почему?

А разгадка проста. В культуре стыда важнее всего мнение коллектива. И если общественное мнение говорит, что чёрное — это белое, значит, назвать чёрное чёрным — стыдно. И плевать в сторону таких «правдорубов» — правильно и почётно.

По тому же сценарию идёт на Западе и накрутка русофобии. На Западе никого не волнует, кто там на самом деле прав или не прав. Также западный обыватель не особо думает, какая точка зрения выгоднее для него и для его страны. Для него имеет значение только одно: что думает общество. Общество всегда право, а тот, кто идёт против общества, всегда неправ. До тех пор, пока ему не удастся перетянуть общественное мнение на свою сторону.

Олег МАКАРЕНКО, блогер