Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Не то вече, что от нас далече

Жителям Панковки предстоит решать многоэтажные проблемы

Жители посёлка Панковка собрались на этой неделе на сход в здании администрации Новгородского района, чтобы обсудить ком накопившихся коммунальных проблем.

Более двух десятков старших по домам и просто активистов представляли интересы жителей домов, находящихся в управлении шести УК, объединённых одним названием — «Вече» — и различающихся номерами: №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 (в 2011 году одна компания раздробилась на шесть отдельных юридических лиц). Люди недовольны качеством оказываемых им услуг.

Помочь разобраться в хитросплетениях российского жилищного законодательства и практике применения его в многоэтажках в отдельном конкретно взятом поселке приехали заместитель главы Новгородского района Ирина Федотова, председатель комиссии по вопросам социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты области Юлия Бороненко и руководитель «Школы грамотного потребителя» Дмитрий Голосов. Встреча была реакцией на коллективное обращение жителей Панковки в Общественную палату области.

Первый же вопрос из зала озадачил экспертов по ЖКХ. «А что вы нам приехали предложить?» — спросила Галина ГРЯЗНОВА, известная в поселке общественница. Дело в том, что предлагать что-либо собственникам квартир в панковских домах ни администрация, ни представители общественных организаций не могут. Корректно с их стороны только обрисовать возможные пути решения проблем с опорой на российское законодательство. Если жители недовольны жилищно-коммунальными тарифами, а вернее, их несоответствием качеству предоставляемых услуг, то самое время собственникам собраться и что-либо предпринять.

Попытаемся разобраться. Все шесть упомянутых компаний возглавляет один и тот же человек — Николай Панов. И хоть на сайте головной фирмы и провозглашено, что работа УК «Вече» направлена на «постоянное улучшение качества предоставляемых услуг», на встречу с жителями никто не пришел. А было что послушать.

Во-первых, наиболее активные и проницательные собственники хором заявили, что в договорах, которые предлагают им подписывать с «вечевыми» компаниями, черт ногу сломит. УК якобы предлагают жителям такие условия, по которым коммунальщикам выгодно обслуживать дома, а жителям трудно предъявлять претензии в случае, если услуги оказаны некачественно.

В частности, в договорах прописано, что управляющая компания строит отношения с владельцами и нанимателями квартир так, будто в качестве способа управления домом избрано непосредственное управление. В принципе это неплохая форма хозяйственных взаимоотношений, но в результате получается, что общедомовые помещения в многоэтажках выпали из-под контроля собственников. То есть если потолок течет не в квартире, а в подъезде, то и претензию предъявить нельзя. В результате получается: «Мы платим-платим, а толку не видим. Жилой фонд стремительно ветшает». Вслед за этим извечный вопрос: «Что делать?».

Алгоритм действий в подобных случаях в общем-то отработан. Собственникам следует фиксировать нарушения и писать жалобы в Жилищную инспекцию, в администрацию района. Не стоит забывать, что в здании муниципалитета действует и муниципальный контроль по ЖКХ. Примерно 10–15% квартир остаются в муниципальной собственности, а потому местные власти должны следить за своим фондом.

И наконец, кардинальная мера — смена управляющей компании. Момент сейчас благоприятный. Все УК в регионе до 1 мая должны пройти аттестацию, и кстати, в стане крупнейших поставщиков коммунальных услуг как в Великом Новгороде, так и в районе не всё благополучно. И в группе компаний «Вече», и в крупнейшей в областном центре группе компаний «Система город», к которой также много жалоб от потребителей, оглашены первые отказы в предоставлении лицензии. Это еще один повод для того, чтобы жители Панковки провели общие собрания собственников, на которых можно определиться со способом управления домом — новая УК, непосредственное управление или ТСЖ.

Группа компаний «Вече» по итогам мониторинга, проведенного общественной организацией «За честное ЖКХ» в 2013 и 2014 годах, оказывалась в нижней, негативной части рейтинга. «Так чего ждем? — обратилась к собравшимся собственникам Юлия Бороненко. — Если, допустим, мастерская обслуживает плохо, то туда никто не пойдет, и она разорится, а управляющая компания живет и продолжает пользоваться вашими денежками».

Общественники в ответ пожаловались на то, что сменить компанию не так просто. Тут сказывается и противодействие «Веча», и отсутствие конкуренции. «К нам никто не идет», — обреченно заметили собственники. Ну если пользоваться старыми тарифами, то действительно никто не придет. В Панковке и 20,68 рубля считают очень дорогой платой за квадратный метр по строке «содержание и текущий ремонт». В Великом Новгороде, к которому примыкает поселок, УК давно уже берут по 25 рублей и более. Следовательно, надо договариваться в цене и двигаться вперед.

Хотя приглашали многих, на встречу с коммунальным активом Панковки явился лишь один представитель альтернативной управляющей компании, которая готова взять под свое крыло «вечевые» дома, — исполнительный директор УК «Альтернатива» Сергей КУЗНЕЦОВ. Московская фирма сейчас оформляет лицензию на деятельность в регионе и готова брать в управление дома — как новые, так и ветхие. Столичный опыт, по убеждению хозяйственника со стажем, вполне может сработать и в провинции.

Не стоит жителям Панковки сбрасывать со счетов и идею образования в своих домах ТСЖ. В товарищах, бывает, найти согласие легче, чем в договорных отношениях с частной фирмой.


Рисунок с сайта carikatura.ru